Найти в Дзене
Колонка Старого

«Всё идёт по п...» - нужное подставить

Изображение из открытых источников сети Интернет
Изображение из открытых источников сети Интернет

Как же пройти мимо государственного визита китайского партийного вождя, лидера Китая Си в Москву. Эксперты уже успели охрипнуть, расписывая причины и перспективы, вокруг значения визита наплели уже таких словесных лабиринтов, что сами рискуют в них сгинуть. Два радикальных лагеря на разных сторонах диаметра круга мнений: либо Китай хитрые узкоглазые поработители, которые всю Россию скупят за бесценок и продадут, либо «русский с китайцем братья навек». Ну-ну. И ведь все точно знают планы, у одних конспект хитрого плана Путина на столе, у других – пятнадцать переводов протоколов заседаний китайских старцев.

А давайте в историю глянем. Даже не надо слишком глубоко, в 20 век, в самом начале которого русские войска участвовали в штурме Пекина. В Китае была тогда «китайская весна», восстание против иноземного владычества. А русская армия входила в коалицию интервентов, жестоко подавивших как народные выступления, так и представителей императорской власти. Пекин был разграблен. Это те самые века унижения, которые Китай не забудет «белым угнетателям».

В 30-е годы уже Советский Союз участвовал оружием и военными специалистами в китайской войне сопротивления японской оккупации, и не то, чтобы на стороне Китая, но конкретно против японцев. Тогда же советские ВВС получили единственный опыт потопления авианосца. И только потом был союз русского и китайского народов, союз Сталина и Мао, и именно потому что советское настоящее и будущее перечеркивало имперское прошлое, в частности, позорное участие в подавлении китайской весны.

Коммунистический послевоенный Китай. Нищий, голодный, но обретший независимость. Огромный потенциал. Потенциал применения советской помощи и мощи. Просто представьте этот рынок для технологий и средств производства, эту производственную базу, которую предстояло создать с опорой на Сибирь и Дальний Восток, само собой, с опережающим развитием этих русских земель, у которых до сих пор всё еще впереди и не задействованный потенциал. Европа обрела бы историческое место далекой экзотической окраины евроазиатского военно-экономического пространства СССР-КНР. Это страшный кошмарный сон геополитиков и аналитиков запада, как был, так и остался (в современной ситуации местами действительно просто иллюзорный ночной кошмар), и поэтому вот уже более полувека вдалбливается образ китайской угрозы. Но вернёмся в 50-е годы прошлого века, когда еще дружба и братья.

Произошло предательство, которое персонифицируют личностью Хрущева, антисталинская истерия, курс на сближение и партнёрство с Европой, с западным миром. Голодный и нищий Китай остался один. Как спасение было экономическое сближение с США, которое сейчас уже обернулось ловушкой – крайней зависимостью Китая от огромных рынков «западных партнёров». Китай этого не забыл. А потом КПСС последовательно привело страну к предательству ещё большему. И вот у нас уже имперские государственные символы, те самые, с которыми душили китайскую весну, которые ассоциируются с веками унижения.

И вот теперь подумайте, что значит визит Си в Москву, и с какими намерениями. Подумали? – всё не так. Дело даже не в том, что у нас звуковое письмо, и наше движение от варварства не вышло дальше сложности грамматических правил, которые надо заучивать, а у китайцев – иероглифы, которые сплачивали в единую культуру и традицию множество разноговорящих народов. Там, на уровне государств, все в принципе сильно отличается от межличностных отношений. И то, что Китай не забудет предательств, и что отринув коммунизм мы снова одни из интервентов, угнетавших Китай, это лишь простое объяснение, повод начать мыслить в правильном направлении.

Чтобы понять план, нужно понять логику власти, логику государств, которые живут веками и тысячелетиями. Гуманизм маленького человека, для которого 100 – это много, а если еще и без деменции, то просто чудо, особенно гуманизм этого человека, возомнившего себя пупом мироздания, он ничто для государств и народов, которым надо идти через время. «Последнее китайское предупреждение» - смешно звучало для людей, но это было буквально вчера, Путин и Си уже жили на этой земле, и вот на их веку это «последнее китайское» обретает очертания. То же и с нашими «красными линиями», я бы не стал так быстро смеяться и презрительно плеваться. Категория времени, в нём разница мышлений, разница логик.

Генерал, высчитывающий, какие потери необходимо понести при отвлекающем ударе, чтобы противник поверил. Государственный деятель, рассуждающий, насколько необходимо затянуть боевые действия, чтобы произошла перестройка экономики и армии, чтобы общество стало военным, чтобы войска не просто почувствовали вкус крови, своей и чужой, а чтобы вошли во вкус, и чтобы потенциальный противник это понял и следом за этой не началась новая война, а если началась, то вот тогда уже оказалось всё готово. Возможна ли серьёзная денацификация при быстрой капитуляции? Сколько крови и страданий необходимо, чтобы предотвратить более страшные последствия в будущем? Сколько жизней сейчас стоит мир будущего?

Это сложные вопросы для гуманистического сознания. Это одна из версий того, какие вопросы могут стоять в негуманистическом сознании, в котором вопросы власти и государства с их категориями времени выходят на горизонты планирования, сильно отличающиеся от понятных бытовых намерений прожить жизнь.

Я не утверждаю, что всё именно так. Я же не эксперт и аналитик, не политолог и геополитик. Я только вижу то, что вижу. Я ничего не утверждаю, я не знаю, всё идёт по плану, или всё идёт по… Я живу свой век.

-2

22.03.32