Существует миф, что креативность — это дар, благодаря которому люди становятся художниками и поэтами. Но на самом деле это способность, которая позволяет быть впереди остальных в любой работе, в бизнесе и даже в личных отношениях. И её можно развить. Что нужно делать ежедневно, чтобы быть креативнее и продуктивнее, зачем заниматься рисованием и каллиграфией и для чего надо «коллекционировать» навыки, редакции Synergy Times рассказал доктор психологических наук, бизнес-эксперт и управляющий ГК «Институт Тренинга — АРБ Про» Сергей Макшанов.
– Сергей Иванович, как вы определяете, что такое креативность?
– Креативность — это способность к конструктивному и нестандартному мышлению и поведению, а также постоянному осознанному управлению содержанием своей психики. В ней хранятся тексты, цифры и образы, полученные с помощью 11 органов чувств: мы ощущаем температуру, боль, прикосновения, вкусы, ароматы, вибрацию, то, что происходит во внутренних органах и пр.
Поскольку все мы в течение жизни получаем тот или иной чувственный опыт, креативность может формироваться стихийно. Но её можно и целенаправленно развить, если открыть все 11 органов чувств для восприятия внешней среды и нового опыта. В этом случае у нас есть шанс быть примерно равными миру.
Чем больше психика насыщена разнообразными и оригинальными данными, тем выше наша способность их комбинировать и тем самым создавать креативные решения. Антипод этому — «задраивание люков», когда мы делаем одно и то же, ходим в одни и те же места и т. п. При таком раскладе способность к комбинаторике резко понижается.
– Получается, креативность — это не изобретение чего-то принципиально нового?
– Наверное, есть области, где особо ничего не придумаешь. Например, я полагаю, что из всего, что может быть в музыке, нечто новое можно воплотить только в текстах. Ритмическую и мелодическую компоненту уже исчерпали, ритмов и мелодий не так много. Да и нот всего семь.
Но музыка — только часть реальности, пусть даже важная и чарующая. В остальных сферах жизни вводных больше, и они постоянно меняются и обновляются. Мы можем лишь уникальным образом скомбинировать известные нам данные в нестандартную идею, решение, продукт. Но ничего принципиально нового мы придумать не можем.
– Не лучше ли тогда пользоваться проверенными решениями с предсказуемым результатом? Зачем нужна креативность?
– Она нужна по трём причинам. Во-первых, креативный человек притягателен для других как личность. Ведь потребность в контрасте — одна из тех, которую невозможно удовлетворить. Сколько ни выдавай новой информации, людям будет мало. Это доказал ещё в конце XIX века нобелевский лауреат Иван Павлов.
Соответственно, тот, кто предсказуем и информационно пуст, становится не интересным для окружающих. А к тому, кто привносит в жизнь новые краски, они тянутся. Это работает и в личных отношениях. Если вы хотите быть интересны людям, которые вам дороги, надо развивать эту способность.
Во-вторых, креативность очень нужна, когда внешняя среда подбрасывает какие-то радикальные изменения и у человека не получается справиться с ними привычными способами. Именно в таких ситуациях без неё никуда. Если у вас проблема, вы не можете найти решение прежними способами, надо понять, в какую рамку вы себя загнали, и только после этого сможете из неё выйти.
Больше всего мне нравится третья причина, почему есть смысл развивать креативное мышление. Это желание развиваться, двигаться вперёд, делать что-то ещё лучше и интереснее, когда уже и так всё прекрасно и есть относительно стабильные достижения и успехи.
– Приведите пример креативного бизнес-решения в ситуации, когда вроде бы и так всё хорошо, а становится ещё лучше.
– В одной организации всё так хорошо, что у них нет текучки персонала. Совсем. Чтобы люди, которым пора на пенсию, увольнялись и давали дорогу молодым, в компании ввели специальную пенсионную программу.
Сотруднику, который отработал три года, предлагают ежемесячно класть на специальный счёт в страховой службе какую-то сумму. Работодатель со своей стороны перечисляет туда столько же, сколько сотрудник. Например, работник кладёт тысячу рублей — и работодатель делает то же самое. Так можно положить и две, и три тысячи в месяц, и это «продублируют».
Даже самые скупые люди, которые откладывают по 500–1000 рублей, за время работы накапливают пенсию 60–70 тысяч рублей в месяц. Это неплохо даже по меркам Москвы, так что у людей есть мотивация уйти на пенсию и заняться личными делами. А в компанию приходят молодые специалисты, которые привносят в неё нечто новое. Вот такое нестандартное, приятное и эффективное решение.
– Вы уже упомянули, что креативность может пригодиться и в личных отношениях. А в других сферах? При выборе профессии, в управлении собственной жизнью, в нетворкинге?
– Человек с развитой креативностью — тот, кто генерирует нечто новое. А это действует на людей магически. Он эксплуатирует один из древнейших рефлексов — ориентировочный: как только человек встречается с чем-то новым, его сознание тут же автоматически, без участия его воли, переключается туда.
У креативного человека «каждый день четыре времени года», и люди привыкают, что он обязательно придумает какую-нибудь штуку. Эта идея химии, магии, лежит именно в малых вероятностях, когда происходит что-то, что тебя привлекает, а ты этого не ждал.
Поэтому можно сказать, что креативность не нужна только в одном случае — в стабильной среде. Там можно обойтись старыми повадками, привычками и пр. Но где сейчас найти такую среду? Посмотришь новости — то, что было утром, вечером уже не актуально. С каждым днём становится больше людей, больше бизнесов.
Этот огромный уровень динамики жизни ставит шлагбаум для окаменевшей психики, которая не готова впускать в себя внешний мир.
– Каким может быть первый шаг к «раскаменению» психики и запуску креативного мышления?
– У меня есть тренинг «Креативность в менеджменте», он подходит как для 18-летних студентов, которые уже немного погрузились в профессию, так и для гендиректоров и акционеров компаний. Там я всем без исключения, независимо от возраста, опыта и статуса, даю базовое упражнение. Оно очень важное, экспериментально подтверждённое, и я настоятельно рекомендую продолжать его выполнять после тренинга.
Человек ежедневно должен делать то, что никогда прежде не делал. Говорят, край света за каждым углом, только надо туда залезть. Вот людям и нужно залезть в неведомые для себя виды деятельности. Можно даже просто арбуз с горчицей поесть или помыться в темноте, это уже будет новый опыт.
Люди тяжело включаются в упражнение, ведь они не привыкли к рефлексивной задаче — понять, чего никогда не делал. Какие-то моменты могут показаться нелепыми. Ну и пусть. Светящейся в темноте туалетной бумаги тоже не было, а потом кто-то взял и сделал.
Поэтому нелепые занятия таковы лишь на первый взгляд. Но если человек чётко понимает, что никогда не писал левой рукой, а потом начинает это делать, в мозге появляются новые нейронные связи. За счёт этого мы становимся более продуктивными.
– Есть ли ещё какие-то универсальные упражнения на развитие креативности, которые может выполнить любой человек?
– Помню, ко мне на тренинг пришёл человек, глубоко мне симпатичный. Он не мог заставить себя выполнить один из повторяющихся этапов тренировки — рисование. Говорил, мол, чувствую себя идиотом: как это я, генеральный директор, возьму краски и кисти и нарисую ленивого франчайзи или ЕБИТДУ (EBITDA — аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации — прим. редакции).
Но это простое действие очень важно: так мы через образы получаем новый взгляд на ситуацию. Тем, у кого мало такого опыта, я предложил бы рисовать. Для этого не обязательно быть профессиональным художником, тут суть не в красоте, а в мышлении. Ещё я рекомендую заняться каллиграфией.
– Но разве каллиграфия — это не полная противоположность рисованию? Ведь здесь человек пишет по заданному шаблону, о какой креативности может идти речь?
– В психике есть разные процессы. Когда мы уходим от «производства каракулей» и занимаемся каллиграфией, формируется новый моторный навык. Этот процесс в любом возрасте сопровождается появлением новых нервных клеток в мозге, а это омолаживает. Вообще, креативность омолаживает.
И благодаря навыку каллиграфии у нас появляется ещё один вариант эстетики. Эстетика — раздел философии, изучающий феномен красоты. Это очень субъективное понятие: люди считают красивым то, что соответствует их представлениям об идеале. Не важно, о чём речь — как покрашен скворечник, или как выглядит молодой человек.
Когда вы учитесь писать каллиграфически, вы формируете опыт создания красивого даже в таком широко распространённом навыке. Это тоже творчество — вместо каракулей написать текст, на который приятно смотреть.
Обратите внимание, по результатам 28-летнего исследования для монографии «Интеллект рас» самой «правополушарной», самой умной нацией оказались корейцы. Японцы от них недалеко ушли. А у них иероглифическое письмо. Иероглиф «любовь» включает и когти, и сердце и ещё много чего. У нас буква «к» означает «к», кто-то ещё вспомнит, что это предлог. А у них за одним знаком стоит огромное и разнообразное содержание.
– Вы сказали, что, занимаясь каллиграфией, мы формируем новый навык. «Коллекционировать» навыки — это тоже способ развития креативности?
– Да, разумеется. Собирать навыки — очень полезная штука. Причём не важно, что именно учиться делать — писать иероглифы, солить грибы или ездить на велосипеде. Всё это — новый опыт и новые нейронные связи.
– Когда начинать развивать креативное мышление? Когда в голове ещё чистый лист или когда туда уже подгружено много информации, есть опыт, достижения?
– Как только вы узнали, что такое креативность, уже можно её развивать. Сейчас информационные потоки настолько плотные, что «неподгруженных» людей нет. Скорее, все перегружены. Очень плохо, если у человека при этом не появляется собственного решения, какой опыт он должен приобретать. Но если целенаправленно собирать навыки и делать что-то новое, то постепенно человек сможет генерировать нечто оригинальное.
– Обстоятельства, среда обитания, другие люди могут «глушить» креативность? Если да, то как с этим бороться?
– Конечно. Более того — это распространено. Например, человек работает в компании, которая последний раз создавала новый продукт 20 лет назад, изо дня в день там делают одно и то же.
Или другой пример — на работе наказуема инициатива. Человек приходит, говорит, мол, давайте сделаем это и это. А ему в ответ — нет, ничего не надо менять. Так легко отбить всякое желание что-либо предлагать и делать.
Люди растут, когда в их окружении отчётливо преобладают те, у кого более развиты какие-то характеристики. Надо взаимодействовать с теми, кто умеет или знает то, что вы не умеете и не знаете.
Только нужно иметь в виду, что если вы, например, в своём коллективе будете единственным, кто развивает креативность и пытается внедрить изменения, вас будут плохо воспринимать. Надо либо найти единомышленников, либо идти в другую команду.
Я даже своим клиентам рекомендую, чтобы на тренинги приходило несколько человек из персонала или весь коллектив. После корпоративных тренингов вулкан с идеями ещё лет пять извергается. А в компаниях после этого появляются новые продукты, постоянно оптимизируются процессы и т. д. Развивая персонал, организация становится более конкурентоспособной на рынке труда. Потому что людям интересно там, где создаётся новое, и их воротит, если компания не меняется.
– А что можно предложить более развитым по каким-то критериям людям, кроме денег за обучение?
– Если вы собираете навыки, вам всегда будет что предложить. Выходя каждый день за свои пределы, вы будете обладать железно работающим источником магнетизма. Ведь у вас всегда будет какая-то новая информация, люди на неё реагируют рефлекторно, даже если она им не нужна. Так что любые новые сведения люди будут употреблять с аппетитом, а уж полезные для них — особенно.
– Пишут, что вы поднимаете гантели во время разработки новой стратегии и разводите дыни и арбузы. Это правда? Зачем вам это нужно?
– Что касается спорта, то я не только гантели поднимаю. Я ещё приседаю и отжимаюсь. Поскольку я много и интенсивно работаю, мне нужно держать себя в форме.
А на даче, кроме арбузов и дынь, у меня растёт 47 рододендронов и древовидных гортензий. Это красиво. Сейчас я заканчиваю там альпийскую горку, на её строительство ушло почти 10 лет. А ещё я выращиваю тыквы. Они получаются такими гигантскими, что водители несут их вдвоём, а потом распиливают. Это всё развлечения из серии собирания навыков.
Природа вообще сильно включает. Мне не очень хорошо в городах, за редким исключением. Может быть, Барселона в отдельных местах меня не мучает. А так город — это царство прямоугольников, треугольников и квадратиков. Это информационно обеднённая среда. Когда идёшь по лесу или у моря, там каждую секунду перед глазами что-то новое. Поэтому природа — лучший источник для того, чтобы наполниться новым разнообразным опытом, который так нужен для развития креативности.