Почти 100 лет пролежали скрытыми от людских глаз географические карты Югры, сделанные вручную. Теперь хранителем электронных копий этих уникальных картографических произведений является Музей геологии, нефти и газа. Сами «полотна» находятся у частного лица.
«В исторической географии карты выступают важным инструментом познания событий, которые разворачивались на территории в разное время. Их анализ и сравнение с современными данными позволяют реконструировать разные процессы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Именно таким потенциалом обладают эти тематические карты, — говорит заместитель директора музея Иван Яшков. — Данный комплект карт открывает перспективу для глубокого междисциплинарного изучения, итогом которого в будущем может стать иллюстрированный каталог или атлас-путеводитель».
Некоторые из них в уменьшенном виде были опубликованы в научных журналах и нулевом томе «Академической истории Югры». А вообще оригиналы их достигают размеров 120х450 см.
Коллекция рукописных, а теперь уже электронных тематических карт, ставшая достоянием фонда Музея геологии, нефти и газа, является уникальной не только с точки зрения исторической географии, но и истории их создания.
«Конец 20-х – 30-е гг. XX в. стали для территории региона рубежными. 10 декабря 1930 г. Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) был образован Остяко-Вогульский национальный округ, в настоящее время Ханты-Мансийский автономный округ — Югра. Перед руководством округа стояли задачи создать практически с нуля новое административно-территориальное образование, определить границы не только округа, но и районов, сельских и туземных советов, а также определить рыбные участки, охотничьи угодья, пастбища, сенокосы, места сбора ягод и других дикоросов. При этом территория нового округа по большей части оставалась terra incognita. Работа по сплошной топографической съемке до 1930-х гг. не проводилась», — отмечает ученый.
Крупный масштаб карт позволяет наглядно оценить специфику административно-территориального деления и политического устройства Югры того времени. Проследить особенности развития сети поселений и транспортной системы, характер землепользования, а также геоботанический, гидрологический, ландшафтный и геоморфологический аспекты.
По картам видно, что территория округа не несла индустриальной нагрузки, связанной с нефтегазовым комплексом. В экономике региона доминировало сельское хозяйство, отмечены животноводческие и оленеводческие совхозы, моторно-рыболовецкие станции и рыбоконсервные заводы, охотничьи хозяйства, леспромхозы и лесозаводы.
В коллекции совершенно разные по типу, времени создания и масштабу «произведения». Так, есть описание Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области, а есть Геоботаническая карта землепользования сельхозартели «Красная звезда» селения Батово Батовского сельсовета Самаровского района Остяко-Вогульского округа Омской области.
«Отдельного обсуждения заслуживает вопрос об оригинальности карт. Не исключено, что подлинники, дубликаты или копии публикуемых карт могут находиться в Государственном архиве Югры. Авторам точно известно, что «Схематическая карта землеводоустройства Кондинского района Остяко-Вогульского округа Уральской области» отсутствует в Госархиве Югры. В учреждении хранятся только описания водо- и охотоугодий и списки по деревням в текстовом варианте, — говорит заместитель директора музея. — Не исключено, что некоторые карты могут храниться в архивах Тюменской, Омской или Свердловской областей. Причина тому – сложная система административно-территориальной подчиненности округа в разное время, быстрые темпы административных преобразований, а также известная небрежность в формировании архивных фондов. Так, с 1930 по 1934 г. регион входил в Уральскую область с центром в Свердловске; следующие десять лет — с 1934 по 1944 г. —в составе Омской области, а с 1944 г. по сегодняшний день находится в структуре Тюменской области».
В музее сообщили имя дарителя. Им оказался Николай Федорович Опрышко, который с 1982 года занимался вопросами землеустройства в Югре. Начинал свой трудовой путь с должности старшего инженера землеустроителя Кондинского райисполкома. Многие югорчане помнят его, как руководителя регионального комитета по земельным ресурсам и землеустройству, где он проработал 11 лет. Вел законотворческую деятельность, участвовал в разработке региональных законов «О земле», «О землеустройстве…», «Об отводе, изъятии и предоставлении земельных участков на территории округа». Серьезно занимался наукой, защитил диссертацию на тему «Почвы земельных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, их охрана и рациональное использование».
С 2005 года кандидат сельхознаук Николай Опрышко возглавляет научно-производственное предприятие «Гео-Норд».
Насколько ценны и уникальны рассматриваемые тематические карты с точки зрения содержащейся в них информации (сведения по истории землепользования, земельно-водного устройства, развития первичной сети сельских поселений и т. п.), настолько же большую тревогу вызывает их состояние.
«К сожалению, сохранность большинства карт очень низкая. Карты выполнены на бумаге плохого качества, наблюдаются разрывы поверхности, много мест повторной склейки и использования дополнительной подложки, потертости, выгорание и т.п. Текущее хранение карт на момент знакомства с ними в 2020 г. также не отвечало стандартам – они лежали в скрученном виде на домашней мебели. Все это требовало скорейших мер по сохранению тематической коллекции для дальнейшего научного использования. В связи с этим важно подчеркнуть, что сохранением этого историко-культурного наследия мы обязаны Николаю Федоровичу Опрышко, который на протяжении нескольких последних лет собирал исторические карты и в 2020 г. любезно передал их в музей для сканирования и дальнейшего научного изучения. Позже весь комплект карт был оцифрован и принят в экспериментальный фонд музейного собрания», — резюмировал заместитель директора музея.
Ранее мы подробнее рассказывали о деятельности музея.