В прошлой статье мы познакомились с создателями ампира как концептуально нового стиля – Франсуа Фонтеном и Шарлем Персье. Здесь речь пойдет о тех мастерах, которые воплотили идеи Фонтена и Персье, и имена которых остались в истории синонимами ампира.
Художник Жан-Луи Давид
Давид стоит сразу за Фонтеном и Персье как одна из главных фигур нового стиля. Прославившийся, как художник, воспевающий идеалы революции и республики, Жан-Луи Давид стремительно вознесся на вершины славы как придворный художник императора Наполеона.
Но далеко не только и даже не столько картинами, прославляющими Наполеона, значим Жан-Луи Давид для стиля ампир.
Как писал в своей книге «Стили в искусстве» Виктор Георгиевич Власов, «Никогда еще не была столь велика роль одного художника, причем не архитектора или декоратора, а живописца, в создании стиля жизни целой исторической эпохи».
Давайте посмотрим на одну из самых известных картина Давида «Портрет мадам Рекамье» 1800 года. На нем мы видим знаменитую светскую львицу того периода, хозяйку знаменитого салона Жюли Рекамье.
Она полулежит на кушетке, в легкой светлой тунике, босиком, ее волосы перехвачены лентой, а несколько локонов спадают на лоб.
Казалось бы, портрет и портрет. Мало ли у светских лиц портретов.
Но нет.
Жан-Луи Давид не просто написал портрет знаменитой красавицы.
Сначала он нарисовал кушетку, вдохновляясь находками при раскопках Геркуланум и Помпей.
По этому рисунку мебельщик Жакоб ее изготовил.
Потом художник придумал весь образ для мадам Рекамье, следуя античной моде.
А потом уже написал портрет.
Таким образом, Давид диктовал обществу моду на одежду, мебель и общий, как сказала бы современная молодежь, вайб.
Даже отсутствие заднего фона задает определенный тон, как бы обрамляя главную фигуру – саму мадам Рекамье и ее кушетку.
Причем с точки зрения моды я даже не знаю, что значимее – мадам или ее кушетка. Ведь в анналах истории имя мадам осталось только в синтезе с той самой кушеткой, которую стали называть ее именем – кушеткой рекамье.
На похожей кушетке Антонио Канова изобразил сестру Наполеона Полину Бонапарт в образе Венеры-Победительницы.
И если уж я упомянула Полину Бонапарт, в замужестве княгиню Боргезе, то не могу не сказать, что эта блистательная и скандальная красавица была одной из главных законодательниц ампирной моды в одежде, решительно внедряя в жизнь ее самые смелые проявления – глубочайшее декольте с открытыми плечами, тончайшую ткань, больше обнажающую, чем скрывающую очертания тела и использование мокрых туник, чтобы все выглядело еще более откровенно. Шокированные возгласы в бальном зале ее только забавляли. Впрочем, совсем скоро, те, кто раньше был шокирован настолько иной модой, с энтузиазмом внедряли ее в свой собственный гардероб.
Более подробно о моде эпохи ампира вы можете прочитать на прекрасном канале "Модная лавка 19 века".
Мастер-мебельщик Жорж Жакоб и его сыновья
Мебельная мастерская семьи Жакоб была одним из основных поставщиков мебели для императорских резиденций Наполеона, которые, как мы помним, подвергались в начале XIX века кардинальной переделке.
Именно Жорж Жакоб и его сыновья воплощали в жизнь идеи Шарля Персье, Пьера Фонтена, Жана-Луи Давида, Доминика Виван-Денона.
Скульптор, бронзовщик-литейщик и чеканщик Пьер-Филипп Томир
С 1805 года Томир, к тому времени уже прославленный мастер – придворный чеканщик Наполеона Бонапарта, работающий в стиле ампир.
Если Жакоб воплощал идеи Персье и Фонтена в мебели, то Томир – в роскошных деталях интерьера – светильниках, торшерах, канделябрах, вазах, каминных гарнитурах, статуэтках, настенных и настольных часах.
В произведениях Томира роскошь сочеталась с легкостью и строгостью формы, ампирная орнаментика - с египетскими мотивами, красное дерево - с позолоченной и матово-черной патинированной бронзой.
Томир работал в тесном сотрудничестве с мастерами-мебельщиками и ювелиром Жоном-Батистом-Клодом Одио.
Ювелир Жан-Батист Клод Одио
К моменту воцарения Наполеона ювелирный дом Одио существовал уже более ста лет и поставлял свои изделия правящим дворам Европы. Возглавлявший его Жан-Батист Клод Одио стал придворным ювелиром императора.
Именно он изготовил скипетр и меч для коронации Наполеона I.
Вместе с Пьером Филиппом Томиром Одио выполнил колыбель для новорожденного наследника престола – Римского короля.
Колыбелька была сделана из красного дерева, золота, перламутра, эмали, богиня Ника держала шёлковый полог, а имперский орел сидел в ногах.
Но в отсутствие таких выдающихся поводов наибольшей славой пользовалась серебряная посуда, изготовленная в мастерской Одио для членов императорской семьи и правящих домов Европы.
Так, например, в Оружейной палате Московского кремля хранятся предметы из сервиза работы Одио, который Наполеон подарил супруге Маршала Бертье Марии Елизавете Баварской.
А в Эрмитаже работы ювелирного дома Одио занимают целый стенд в зале, посвященном серебру (Александровский зал, №282).
Севрская фарфоровая мануфактура
Это хоть и не персоналия, но не упомянуть о Севрской мануфактуре в контексте стиля ампир нельзя.
Если вы где-то встретите фарфоровую посуду в стиле ампир, почти наверняка она будет изготовлена в фарфоровых мастерских Севра.
Мануфактура была королевской с 1759 года. После революции для нее настали трудные времена, но, когда Наполеон пришел к власти, он сменил там руководство и поставил во главе Севрской мануфактуры химика и геолога Александра Броньяра.
Под его руководством мануфактура создала великолепные изделия в стиле ампир – от отдельных предметов до огромных парадных сервизов.
В следующей статье познакомимся архитектурой ампира.