Танк Т-34 занимает почетное место в Параде Победы — возглавляет колонну тяжелой техники. Это самый узнаваемый танк времен Великой Отечественной войны, «простой и надежный», но у него совсем непростая история. Что было препятствием для испытаний? За что критиковали Т-34? И, наконец, почему именно этому танку приписывают огромное влияние на исход войны? В память о легендарном Т-34 представляем новинку — уникальную медаль из целой унции чистого серебра с высоким рельефом.
Создатель танка Т-34
В годовщину Великой Победы мы чтим память о подвиге народа, который сплотился перед лицом войны. Но один герой не видел триумфа — он не дожил даже до нападения фашистской Германии. Михаил Ильич Кошкин, главный конструктор легендарного танка Т-34, умер 26 сентября 1940 года: он успел запустить танк в серийное производство, но так и не узнал, какое значение Т-34 имел для войны.
Кошкин был целеустремленным и трудолюбивым человеком, который радикально изменил свою жизнь в 30-летнем возрасте: после судьбоносного письма Кирову Михаил Ильич был зачислен в политехнический институт. Он буквально «заболел» танками, а когда возглавил конструкторское бюро танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода, начал разрабатывать принципиально новый танк.
Критика высшего руководства страны
Кошкин предложил снабдить новый танк только гусеничным движителем, что позволило бы сократить вес ходовой части, а за счет этого — увеличить толщину брони и установить мощную 76-миллиметровую танковую пушку. Но Главный Военный совет РККА подверг разработку резкой критике. Ее дальнейшую судьбу определил И. В. Сталин: он позволил работать над танком параллельно с БТ-7.
К 17 марта 1940 года создание Т-34 только-только завершилось, но его не соглашались допустить к испытаниям, потому что у машины не было нормативного пробега — 2 000 км. Тогда Кошкин сам поехал на Т-34 из Харькова в Москву. Он как будто чувствовал надвигающуюся войну, чувствовал, что «тридцатьчетверку» отстоять просто необходимо.
В чем особенности легендарного танка?
- Были учтены все три свойства. В разработке неизменно возникал вопрос «Чему отдать предпочтение: огневой мощи, защите или подвижности?». «Все три свойства одинаково важны», — настаивал Кошкин. При создании танка был достигнут баланс между минимальной массой и трудоемкостью изготовления каждой детали.
- Максимальная простота. «Ребята, поменьше сложностей. Делайте все так, чтобы машина была доступна любому механику», — говорил главный конструктор. Танк Т-34 был предельно простым в производстве, эксплуатации и ремонте. Его надежность, низкая стоимость и возможность массового производства на любом машиностроительном заводе стали залогом успеха.
- Наклонная броня. Основной проблемой для противника было поражение лобовой брони танка Т-34, от которой снаряды «ПАК-38» просто рикошетировали. Пробитие брони было возможно только при попадании под определенным углом, если танк двигался по неровной местности
Роль Т-34 в Великой Отечественной войне
К началу войны удалось поставить Т-34 на серийное производство. За годы войны было выпущено более 30 тысяч единиц. Это был новый средний танк, превосходящий по боевым свойствам и воспроизводимости средние танки фашистской Германии.
Т-34 активно использовались по всей линии фронта, но особенно впечатляет их роль в Сталинградской битве. Враг подошел вплотную к цехам, и танки прямо с конвейера шли в бой, а управляли ими часто сами рабочие завода.
Впервые: памятная медаль с самым высоким рельефом!
Ко дню Великой Победы Императорский Монетный Двор представляет уникальную новинку — медаль «Т-34» из целой унции (31,1 г) серебра. Благодаря высокому рельефу 1,34 мм и оксидированию легендарный танк запечатлен на бессмертном серебре с особой грозной торжественностью.
Тираж медали строго ограничен — выпущено только 3 000 экземпляров в мире. Эта редкая и ценная для нумизматики медаль сохранит память о легендарном оружии Великой Победы и станет настоящим сокровищем вашей коллекции.