Найти тему

Автостоп на КАМАЗах.

Фото из открытого источника.
Фото из открытого источника.

Я устроилась на работу в науку в 90-е годы. Денег тогда нам почти не платили, зарплата научного сотрудника была в районе прожиточного минимума – у кого чуть меньше, у кого чуть больше, в зависимости от должности. Но по ощущениям, денег не было у всех, как и у большинства людей в стране. При этом, во всем остальном это была работа моей мечты. А деньги... Ну что, деньги, тогда их никому не платили. Хотя я помню, моя подруга, работавшая медсестрой, получала все же немного больше, чем я.

Одной из особенностей моей работы была необходимость ездить в поля. Не могу сказать, чтобы это меня расстраивало, но требовало немалой изобретательности, поскольку денег на эти поля не было от слова совсем. Снаряжение приходилось покупать на свои деньги, отщипывая их от и без того скудного бюджета. То же самое с затратами на поездки, но здесь было сложнее. Я помню, что, например, билет на Талую, куда автобус идет около 5 часов, стоил 1/5 моей зарплаты. Поэтому позволить себе часто ездить на автобусе я не могла. Это я плавно подхожу к необходимости искать способы перемещения в пространстве, не связанные с затратами денег.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Сначала я либо просилась к кому-то в попутчики, либо осваивала территории вокруг города, используя общественный транспорт. Про автостоп я даже не думала, нашлись добрые люди, рассказавшие мне, какие ужасы творятся с девушкой, посмевшей выйти на трассу. Эти люди собственного опыта не имели, лишь щедро делились чужим, но за неимением другой информации, я им верила. До поры до времени. Перелом в моем сознании произошел после знакомства с девушкой-полевиком из Петербурга. С ней я совершила свои первые автостопные поездки. Они рассказала мне, что они ездят в полях на Кольском полуострове только автостопом. Добираются на поезде до Апатитов, а там – только на вахтовках и грузовиках. Водители – как правило, замечательные люди, с уважением относятся к ученым и стараются помочь, чем могут. Она много чего еще мне говорила, я сейчас уже всего не помню, а просто постараюсь обобщить здесь свой опыт безопасного автостопа, который до сих пор изредка обновляю.

В первую очередь нужен правильный настрой.

1. Надо быть собранной и быть выглядеть уверенной в себе. Для этого в первую очередь необходимо иметь как можно более четкую цель – доехать до пункта Б и ничего более. Все посторонние мысли, особенно о плохом, лучше оставить до конца поездки. Очень желательно иметь разумное объяснение, для чего в пункт Б нужно ехать. Свадьба лучшей подруги, похороны любимой бабушки, устроиться на работу, забрать что-то нужное и т.п. Если разумной цели вдруг нет, нужно ее изобрести или сделать имеющуюся цель более убедительной. Цель – побывать где-то, потому что мечтаю об этом уже много лет (или месяцев) тоже может прокатить, только нужно говорить об этом очень убедительно. Это все нужно продумать еще ДО того, как приступать к собственно автостопу.

2. В дороге нужно рассказывать все заранее сформулированное водителю и активно поддерживать разговор. Обычно и попутчика берут именно для того, чтобы развлекал разговорами и не давал спать водителю. Так что интересная беседа – единственная оплата проезда, которую автостопщик может внести. Об этом, кстати, написано и в книгах известного автостопщика Антона Кротова. Я первую его книгу прочитала уже имея значительный багаж знаний об автостопе и жалела, что не имела такой возможности раньше.

3. Хорошо бы иметь аргументированный отказ на предложение переночевать где-нибудь вместе с водителем. Хотя, на самом деле, если все сделать правильно, такого вопроса просто не возникнет. Как я поняла из многочисленных разговоров с водителями, если на соседнем сиденье женщина, то всех их мучает мысль, а не предложить ли ей чего-нибудь, подразумевающего более тесное знакомство, "а вдруг она хочет". Но если женщина еще до того, как подняла руку, твердо знает, что ничего «такого» она не хочет, водитель быстро это понимает и сомнения либо не возникают, либо угасают в самом начале. Водитель перестает мучиться, расслабляется и просто беседует «за жизнь». Беседы, кстати, иногда случались очень интересные и сильно расширили мою картину мира. Дураков на трассе нет, ну, или мне они не попадались.

4. Вдвоем с кем угодно путешествовать гораздо безопаснее, чем одной. Лучший напарник, конечно, мужчина, но и вторая женщина и даже ребенок тоже неплохо. Сейчас, наверное, встанет вопрос, насколько это безопасно для ребенка, но раньше такие мысли не возникали.

Так что девушки, не мучайте мужчин, обозначьте свою позицию сразу.

Хочу заметить, что все написанное относится преимущественно к автостопу на больших грузовых машинах. У нас среди них преобладали КАМАЗы, поэтому я использую это название.

Автостоп на легковых машинах имеет отличия, но небольшие и несущественные, просто я на легковых машинах почти не ездила и внятно описать эти нюансы не смогу. Об этом хорошо писал как раз Антон Кротов.

Фото из открытого источника. Почему-то на всех фото машины смотрятся чище, чем в реале.
Фото из открытого источника. Почему-то на всех фото машины смотрятся чище, чем в реале.