7. Душа с точки зрения синергетики.
Синергетика, возникшее в XXвеке как междисциплинарное направление научных исследований, позволяет по новому взглянуть на понятие души. Метод, который используется в синергетике,- это теория динамических систем, которая неразрывно связывает микро и макро миры, живое и неживое. В понятии Душа вероятно следует придерживаться понятия пространства Души, а не пространства тела. В физическом воплощении пространство тела является подпротранством души, также как и другие астральные тела. Человек, как Цветок Жизни, имеет взаимопроникновение взаимодействий пространства своей души и подпространств её образующих, при этом Душа является «организатором» этой системы.
Можно воспользоваться следующим определением основателя синергетики - Германа Хакена: «организатор», по сути, является результатом взаимодействия отдельных элементов системы, однако он же и руководит поведением этих отдельных элементов. Напоминает древнюю задачку: что было раньше — курица или яйцо? (О петухе почему-то даже не вспоминают.) На языке синергетики происходящее описывается следующим образом: параметр порядка подчиняет себе элементы системы. Параметр порядка похож на мастера-кукольника, управляющего марионетками: он заставляет их танцевать, но и они, в свою очередь, имеют над ним власть и оказываются способны им управлять. (1)
Наше тело подчинено Душе, но и Душа подчинена телу.
В рамках такой интерпретации роль параметров порядка берут на себя мысли, а подчиненными элементами (или подсистемами) оказываются электрохимические процессы, протекающие в нейронах мозга…. С точки зрения синергетики, в этом же смысле в конечном счете и обуславливают друг друга материя и дух, тело и душа.(1)
Учитывая взаимопроникновение подпространств Вселенной очевидно формирование многочисленных биологических ритмов у всего живого на Земле.
Например система Земля - ионосфера образуют гигантский сферический резонатор. С точки зрения электротехники это две сферы, помещенные одна в другую, полость между которыми заполнена атмосферой. В таком резонаторе хорошо распространяются (резонируют) волны определенной длины. В данном случае это волны с резонансами на частотах 7,8; 14,1; 20,3; 24,6; 32 Гц (называемые волнами Шумана или шумановскими резонансами). В спектре шумановских резонансов наблюдаются четко выраженные максимумы, соответствующие резонансным частотам, определяемым по формуле
f = (c/2π Rз) √n(n+1),(1)
где f – частота (в Гц), c – скорость света, Rз – радиус Земли, а n – порядковый номер резонанса n= 1, 2, 3... Ввиду неидеальной проводимости обкладок добротность резонатора Земля-ионосфера относительно мала (порядка Q = 4-6), что вызывает сдвиг резонансных частот, определяемый выражением
fр = f (1-1/Q),(2)
где f – частота в резонаторе с идеальными стенками.
Среднемесячные экспериментально наблюдаемые значения наиболее четко выраженных резонансных частот составляют примерно 8, 14, 20, 26, 32 Гц. На более высоких частотах резонансы становятся почти незаметными. Для основной – нижней, самой интенсивной спектральной линии возможны вариации резонансной частоты в пределах 7-11 Гц, но большей частью в течение суток разброс резонансных частот обычно лежит в пределах ± (0.1-0.2) Гц.
Подобное присутствует и у человека. Волны Шумана практически перекрываются частотами ритмов головного мозга человека. Человек существует в полости резонатора, который оказывает определяющее влияние на функционирование организма. Шумановские резонансы вызывают параметрический резонанс в пространстве человека, которые ведут к перестройке (подстройке) системы под эти ритмы.
В настоящее время наука выделяет четыре основных ритма мозга:
бета-ритм (14-30 герц), регистрируемый в состоянии бодрствования, когда приходится много и активно думать, а внимание направлено вовне (ему соответствует уровень обыденного сознания, в котором преобладает чувственное восприятие внешнего мира);
альфа-ритм (9-14 герц), возникающий в состоянии бодрствования во время отдыха, релаксации с закрытыми глазами (ему в своей высшей стадии соответствует уровень осознания свободы духа);
тета-ритм (4-7 герц), рождающийся во время неглубокого сна или же глубокой медитации (ему соответствует уровень проникновения в подсознание, при котором происходит освобождение от подавленных эмоций и психических блоков);
дельта-ритм (0,3-4 герц), характерный для стадии глубокого сна без сновидений (ему соответствует уровень бессознательного, предполагающий слияние человека с природой).
Эти четыре основных ритма, соответствующие четырём основным состояниям сознания человека, были описаны ещё в незапамятной древности в древнеиндийских философских текстах - Упанишадах, где назывались дневное бодрствование (бета-состояние), сон со сновидениями (альфа-состояние), сон без сновидений (дельта-состояние) и глубокая медитация, приводящая к состоянию освобождения (тета-состояние).
Из теории колебаний следует, что наиболее эффективными для развития параметрического резонанса являются колебания с частотами накачки
wн =2 wо /n, (3)
где wо - собственная частота осциллятора, n- целое число.
При этом нужно учитывать, что в колебательных системах с несколькими степенями свободы (а биосистемы именно их представляют) возможны нормальные колебания (моды) с разными частотами w1, w2. Поэтому колебания энергии, запасённой в реактивном элементе (например нервных волокнах), содержат не только составляющие с частотами 2w1, 2w2, но и с частотами, равными суммам и разностям различных нормальных частот. Соответственно нарастание колебаний здесь возможно как при выполнении условия (3) для любой из нормальных частот, так и, например, при изменении параметра с суммарной частотой:
wн =w1+ w2.(4)
Параметрический резонанс приводит к самовозбуждению обоих нормальных колебаний с определенным соотношением фаз. Резонансная связь мод возможна также при
wн =w1- w2.(5)
однако при этом вместо самовозбуждения происходит лишь периодическая перекачка энергии между модами.(2) Поэтому отклик биообъектов на параметрическую раскачку осциллятора внешними волнами следует ожидать в приближении wн для разных ритмов и их вариаций.
Альфа и бета ритмы существуют только у человека и проявляются в состоянии мыслительной деятельности. Можно предположить, что в случаях массового возбуждения большого объема людских масс возможна обратная реакция – частотой накачки выступит синхронизированная частота альфа - ритма толпы, усиливающая шумановские волны. А усиление, сбой, рассогласование может привести даже к полному прекращению колебаний, что может стать причиной стихийных последствий.
Здесь уместно вспомнить мнение Вернадского о причинной связи всех наблюдаемых нами явлений. Автоколебательные процессы являются естественными явлениями во взаимодействиях не только между биологическими объектами, но и между крупными космическими образованиями, а следовательно и их воздействием с предопределенностью на биологические сложные системы – человека.
Душа, получив физическое тело, одновременно получает отпечаток воздействия Вселенной – отправной момент развития. И на протяжении всего своего физического существования несет его свойства. Астрология – не лженаука, а наука использования этого знания для вычисления предопределенности.
Евангелие от Иоанна 15:4-5, 8
«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего…..»
8. Дух с точки зрения древних.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает следующие понятия Духа:
Дух, начало в человеке, противоположное телу, обозначает субстрат высших способностей человека как существа, одаренного разумом и волей. В тесном смысле Д. отличают от души; последняя считается субстратом чувств и чувствований, в то время как Д. есть преимущественно субстрат мышления и хотения. В широком смысле понятия Д. и душа отождествляются.
У древних греков понятие Д. первоначально мыслилось как нечто тонкое, невидимое, подобное ветру, дуновению, но все-таки с некоторой материальной субстанцией. В новой философии (Декарт) Д. понимается как нечто резко противоположное материи (дуализм). Схоластики и метафизики признают существование Д. как субстанции, абсолюта, совершенно отдельное от человека. Бог представляется как высший, неограниченный ни временном, ни пространством, совершенный Д. В новейшей неовиталистической философии Д. понимается не как субстанция, а как начало вечной мировой энергии
Дух – это творческое начало в человеке, четыре высших энергетических уровня сознания (высших энергетических тел). Именно развитию Духа посвящено большинство учений Гермеса (он же Тот, Атлант, Меркурий)
ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ (греч. Trismegistos — "Трижды великий") — имя, данное античными греками Тоту (Дхути) — древнеегипетскому богу мудрости и письма, отождествленному ими с собственным богом Гермесом. (Гермес — от греч. herma — груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений. В древнегреческой мифологии Гермес — вестник богов, покровитель путешественников, проводник душ умерших людей в царство мертвых; олимпийское божество, сын Зевса; посредник между богами и людьми, вхожий как в мир живых, так и в мир мертвых. Атрибутами Гермеса выступали золотые крылатые сандалии и золотой жезл — средоточие магических сил.) Первоначально это (или подобное) имя носил некий маг и ученый эпохи додинастического Египта (середина 3-го тыс. до н. э.), возможно, жрец культа лунного бога, позже сам объявленный богом. Центром лунного культа Г.-Тота был г. Гермополь. Позже к Г. Т. как ученому, обладателю тайного знания, обратились гностики. Климент Александрийский (3 в.) считал Г. Т. автором 42 трудов астролого-космографического и религиозного содержания. В греческих и латинских изложениях до нас дошли: "О природе богов", "Пимандр, или О могуществе и мудрости Божьей" и знаменитая "Изумрудная скрижаль". Г. Т. считается предтечей гностицизма, герметизма,алхимии, учения тамплиеров, масонства и др. Г. Т., в частности, приписывается авторство "Кибалиона" — основы мудрости герметизма. Теологические сочинения Г. Т. представлены 17 трактатами Corpus Hermeticum. Теологическая доктрина Г. Т. проиграла в идейном соперничестве с христианством,но естественно-научная доктрина под его именем господствовала вплоть до эпохи Просвещения и дожила до 21 в. в виде астрологии и доктрины соответствий (см. Герметизм).Сравнительно точно можно датировать лишь самую древнюю известную редакцию астрологической "Книги Гермеса" — по положению большинства звезд из ее каталога: 130—60 до н. э., а также первую и вторую книги "Герметического свода": соответственно — 1—3 и 4 вв. Космогонические и теогонические элементы учения Г. Т. восходят к временам авестийской книги "Дамдад-Наск" (ок. 500 до н. э.) или являются еще более древними.
Энциклопедия Религия
Если синергетика позволяет нам понять физику Души, то герметика позволяет понять «физику» Духа. Творчество, Дух человека подсознательно стремится к познанию, Свету, Святому Духу, абсолютной энергии Разума Вселенной.
Каждый из нас по Духу своему создает окружающий мир, мы не в состоянии изменить его полностью, но свой мир мы можем в определенной степени оградить по мере своих собственных возможностей, в соответствии с ними также сформировать свою среду обитания, построить дом, обустроить его, решить кто будет в нем жить, установить свои правила для проживающих. Уровень творчества у каждого свой - сообразно Духу его. При этом использование силы Духа, творчества может быть как в направлении созидания, так и для разрушения. Это зависит от конкретной Души человеческой. Если сравнивать понятие материи и Духа, то материя – это то, что сгенерировано и статично, а Дух это генератор, в высшем понимании мысль, созидающая события и формы. При обладании Духом высокой энергии можно управлять не только состоянием своей Души, но и ментально влиять на Души окружающих. В герметике - это наука ментальной трансмутации. Бесполезны попытки математически описать процесс творения, а значит, с точки зрения ортодоксальной науки, Дух как бы не существует. Но это только в очередной раз доказывает её несостоятельность. Наука как раз именно из-за этого получила обличие ортодоксальной т.к. подобно средневековой христианской религии пытается защитить созданные ею догмы. Корысть единиц ведет к торможению прогресса в сознании всего человечества.
История обозримых цивилизаций показывает, что как только служители веры или узурпаторы власти проявляют свою корысть - развитие духа народа останавливается и единственный выход в совершенствовании духа собственного, индивидуально развивая его в направлении познания - это противоядие деградации.
Человек отличается от верхних животных, обладающих видом и образом без дополнительного одеяния, поэтому их существование постоянно. Образ человека внизу обретает свой вид одеянием, а не другим способом, поэтому имеют временное существование и срок. Каждую ночь отходит дух от этого одеяния, поглощаемого огнем, затем возвращается и принимает образ с помощью своего одеяния, поэтому нет существования подобного высшим образам. Об этом написано «новые по утрам» (Плач 3:23)– новые люди каждый день. В будущем не переполняющееся большое место вместит в себя всех людей мира вверху и внизу: «Все реки идут к морю, и море не наполняется» (Еккл. 1:7)– принимает их в себе, но не наполняется, затем выводит их как прежде, поэтому «велика вера твоя». В этот день написано два раза «хорошо», поскольку держит две стороны и примиряет распрю. Поэтому два «и сказал» – тайна выгравированных и высеченных четырех букв, восходящих к 12 буквам четырех образов, отмеченных на четырех сторонах святого трона. Каббала. Книга Зогар, (3)
Я. Ратушный и П. Шаповал (авторы этого перевода) так комментируют этот абзац: Физическое тело имеет определенный образ в этом мире, а четыре составляющие души подобны четырем видам небесных ангелов. Связанная с телом и расположенная в крови жизненная сила служит оболочкой духа, обновляющегося каждую ночь. А высшие уровни души сеют семя и приносят плод в Эдеме. Все части души, составляющие одно целое при жизни человека, после смерти стремятся в места изначального обитания. Жизненная сила, частично остающаяся в могиле, сходит в преисподнюю или перевоплощается в другие объекты. Высшая душа восходит непосредственно в верхний Эдем. Дух подвергается двойной проверке на внешней и внутренней стороне входа в нижний Эдем, где подлежит суду, определяющего дальнейшую судьбу. Для благоприятного круговращения душ необходима вера – следование божественным, а не человеческим помыслам, и уверенность в будущем, которое во всем противоположно настоящему. Каббала. Книга Зогар, книга первая, (3)
Дух человека это чистая энергия Разума, олицетворение творчества, подпространство высших измерений, «элементарная частица», солитон Духа Вселенной. Эту энергию невозможно уничтожить, её можно только трансформировать, а знание вообще принадлежит Вселенной. Мы не зря применяем слово «открытие» именно в понимании открытия существующего. Не только явления природы, но и законы бытия есть существующее и предопределенное.
Творчество, созидание – это движение вперед. Оно бесконечно, остановить его невозможно, можно притормозить этот процесс. Даже уничтожив Души людские можно добиться только деградации. Но деградация не вечна – после падения мир опять начнет свое развитие. Это Закон Господа Бога, Разума Вселенной. Чем выше энтропия Вселенной, тем меньше она у Вакуума, тем больше абсолютной энергии находится в пространстве Вселенной, тем дальше во времени от сингулярности. А все известные физические законы это производные Закона Единого.
Продолжение безусловно следует...
Литература:
1. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. Пер с нем. Москва, Ижевск: РХД, 2003.
2. Мандельштам Л. И., Лекции по теории колебаний, М., 1972
3. Зогар в переводах Ярослава Ратушного и П. Шаповала http://berkovich-zametki.com/2006/Starina/Nomer3/Ratushny1.htm