Найти тему
ДНЕВНИКИ БАНКИРА

Как ПРАВИЛЬНО рисковать в бизнесе и финансах? Часть 1 [Продвинутый уровень]

Оглавление

Решил резко поменять тематику статей с теоретического формата на более прикладной, так как в последнее время сам задался вопросом: "А КАК ПРАВИЛЬНО РИСКОВАТЬ ТО?". Ну... слово "правильно" не существует. Это зависит от стратегии субъекта. Где больше риск - там больше прибыль, где меньше риск - меньше прибыли, соответственно. Но не даром же существует такая крылатая фраза: "Кто не рискует, тот не пьёт шампанское".

Я являюсь среднестатистическим человеком и мне, как и многим, очень не хочется брать на себя большой риск, так как я рискую той самой стабильностью. В этой статье я опишу вам свой подход к понятию "риск" и его управлению.

Даже сейчас, принимая решение: читать эту статью или нет, вы рискуете. Рискуете своим временем. Стоит ли это того? Ответьте себе сами на этот вопрос, почувствуйте себя риск-менеджером.

Введение

Мы ежедневно сталкиваемся с разнообразными рисками о жизни: вождение автомобиля, прогул занятий в университете, покупка просрочки и так далее.

Риск - вероятность наступления неблагоприятного для нас события. Управление риском - это оценка рисков и выработка способов реагирования на них.

При выполнении обычной рутины многие даже не задумываются о том, что риск присутствует всегда. Но стоит поговорить о финансовом секторе, как тема рисков рассветает новыми красками.

В финансовом мире управление рисками несёт определяющий характер, они ВЕЗДЕ, повторяюсь. Только организации и частные инвесторы уделяют этому большее внимание: создают специальные отделы по регулированию рисков (банки, страховые организации), нанимают сторонних специалистов (индивидуальные инвесторы, фонды).

Почему риск - это важно

Все активы подвержены риску: это ваш собственный бизнес, и ценные бумаги (акции и облигации),и банковские депозиты, и криптовалюты, и индексы, и Forex, и недвижимость. Всё, без исключения. Единственное, соотношение риска и прибыли у этих активов разные.

Недвижимость, например, считается самым нерисковым активом. Она зависит от глобальных рисков: война, пандемия и т.д.

Банковские депозиты и государственные облигации тоже являются нерисковыми. Во многих странах существуют агентства по гарантированному возврату депозитов в случае банкротства банка, а за гос. облигации ответственность несут гос. органы.

Акции уже рискованное предприятие: цена на них волатильна и зависит от внутреннего климата компании, менеджмента, рыночных настроений, факторов на уровне государства, мирового состоянию фин. системы.

То же самое относится и к криптовалютам, только к этому всему ещё и приписывается скептическое отношение субъектов хозяйствования, неопределённость и потенциальное государственное вмешательство.

Про бизнес я вообще молчу, это стартап. Он целиком построен на рисках.

У всех этих рисков есть свои названия и характеристики, есть:

  • инвестиционный риск;
  • операционный риск;
  • рыночный риск;
  • страновой риск и так далее.

Подробнее мы разберёмся с этими категориями в последующих статьях.

Как нужно УПРАВЛЯТЬ рисками

Можно выделить несколько этапов управления рисками:

1) Определение объектов риска

Важно определить главные цели принятия будущего риска. Это актив: акции, крипта, недвижимость и т.д.

2) Определение самих рисков

Здесь уже нужно выявить потенциальные риски. Целью является моделирование всех событий, которые могут привести к негативному эффекту. Например: актив падает в цене из-за завышенных ожиданий на рынке или пандемии.

3) Оценка рисков

Необходимо выяснить какое влияние риск окажет на нас в случае наступления негативных событий. Риски ранжируются в порядке их значимости. Т.е., мы можем допустить падение цены актива в результате кратковременного колебания настроения рынка, но мы не можем предусмотреть наступления пандемии. Мы можем подготовиться к первому в отличие от второго.

4) Оценка стратегии

Как мы будем справляться с негативным событием, если оно произойдёт? Цена на актив упала в результате падения спроса - провести дополнительное маркетинговое исследование. Может, проблема в самом сайте? Тогда переработаем сайт, пересмотрим методы воздействия на аудиторию.

5) Мониторинг

Постоянное отслеживание риска. Если что-то изменили в своей стратегии - обязательно собираем статистику и проводим анализ для определения эффективности.

Управление риском на примере КОФЕЙНИ

Вспоминаем все этапы поочерёдно:

1) Определение объектов риска:

  • спрос на кофе;
  • помещение.

2) Определение самих рисков:

  1. сложность открытия заведения (поиск помещения, пожарные нормы и т.д.);
  2. большая конкуренция;
  3. поиск поставщиков;
  4. подбор специалистов.

3) Оценка рисков

Ранжируем их в порядке важности:

  1. открытие заведения: неграмотное использование капитала может уже на самом первом этапе загнать нас в финансовую яму (непринятие во внимание этого риска критичное для ваших начинаний);
  2. большая конкуренция: открывать заведение в ТЦ среди уже состоявшихся игроков - большая ошибка, лучше будет ещё неосвоенная территория (непринятие во внимание этого риска критичное для ваших начинаний);
  3. поставщики: лучше заранее найти себе вариант по сносному соотношению цена/качество(непринятие во внимание этого риска не является критичным для ваших начинаний, здесь приемлемо допустить ошибку, но нежелательно, естественно);
  4. подбор специалистов: компетентные специалисты в приоритете. Лучше будет, если вы сами поработаете какое-то время баристой в каком-нибудь кафе, чтобы первое время работать самому у себя на точке (непринятие во внимание этого риска не является критичным для ваших начинаний, здесь также приемлемо допустить ошибку)

4) Оценка стратегии

  1. открытие заведения: с самого начала подбирать достойное помещение. Управлять этим риском возможно только на начальном этапе, т.к. вы там будете делать ремонт, вытяжки, электрические проводки. Ошибка недопустима. В случае ошибки, будите терпеть убытки, что приведёт к закрытию.
  2. большая конкуренция: открыться в высококонкурентном месте также является ошибкой, но, в отличие от вышестоящей, её можно исправить: более демократичные цены, маркетинговая компания, акции;
  3. поставщики: их можно сменить в любое время, так что этот риск управляемый. Единственное, вы не сможете тягаться с такими мастодонтами, как STARBUCKS. Так как у них большие закупки оптом сырья и издержки будут меньше.
  4. подбор специалистов: их также, как и поставщиков, можно сменить в любое время. Риск управляем.

5) Мониторинг

Постоянно спрашиваем у клиентов про обслуживание, собираем отзывы, комментарии в соц. сетях. Делаем их анализ и аналитику и на них основе вносим коррективы.

Резюме

Буквально в самом конце статьи я решил разделить её на две части, так как она получается довольно объёмная. Здесь я поверхностно обозрел виды рисков, этапы управления рисками, а также показал это на примере кофейни (почему-то все хотят открыть именно кофейню, хотя я нахожу это не очень разумным).

В следующей части мы посмотрим на риски непосредственно на финансовом рынке. Там уже сложнее, но принцип управления тот же.

Всем спасибо за внимание, до встречи в следующих материалах.