Найти в Дзене
Leadbelly

Чего не хватило байопику о Янке Дягилевой

Недавно в нашем киномире произошло по-настоящему важное событие. Мы наконец-то дождались экранизации событий из жизни Яны Станиславовны Дягилевой, Янки - невероятно талантливой новосибирской певицы, писавшей и исполнявшей чудо-песни на рубеже 80-90-х годов и, к сожалению, рано от нас ушедшей. До сих пор о Янке снималось только что-то документальное. И вот теперь все интересующиеся могут посмотреть художественную картину "На тебе сошелся клином белый свет". Фильм очень хорошо снят с точки зрения операторской работы. Он атмосферный, все происходящее в нем как бы балансирует на грани реальности и сна. Что же касается экранного действия, то странности и недоговоренности могут объясняться как раз тем, что это сон. Неслучайно в одной из сцен главная героиня рассказывает, как совершенно отчетливо видела во сне бабушку и дедушку. Прекрасно отдавая себе отчёт в том, что это сон, она осмысленно поговорила с ними, нашла "в той тумбочке в прихожей" бабушкин паспорт и записала его номер, чтобы хот
Кадр из фильма "На тебе сошелся клином белый свет"
Кадр из фильма "На тебе сошелся клином белый свет"

Недавно в нашем киномире произошло по-настоящему важное событие. Мы наконец-то дождались экранизации событий из жизни Яны Станиславовны Дягилевой, Янки - невероятно талантливой новосибирской певицы, писавшей и исполнявшей чудо-песни на рубеже 80-90-х годов и, к сожалению, рано от нас ушедшей. До сих пор о Янке снималось только что-то документальное. И вот теперь все интересующиеся могут посмотреть художественную картину "На тебе сошелся клином белый свет".

Фильм очень хорошо снят с точки зрения операторской работы. Он атмосферный, все происходящее в нем как бы балансирует на грани реальности и сна.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Что же касается экранного действия, то странности и недоговоренности могут объясняться как раз тем, что это сон.

Неслучайно в одной из сцен главная героиня рассказывает, как совершенно отчетливо видела во сне бабушку и дедушку. Прекрасно отдавая себе отчёт в том, что это сон, она осмысленно поговорила с ними, нашла "в той тумбочке в прихожей" бабушкин паспорт и записала его номер, чтобы хотя бы что-то захватить с собой из сна. Старики очень удивились, что Янка нашла их во сне. Бабушка и дедушка были давно мертвы. Наяву в их квартире Янка была лишь когда-то давно в детстве. Бумажки с номером она, проснувшись, не нашла.

-3

Для людей моего поколения, осведомленных о том, что происходило в те времена, слушающих и любящих Янку, из фильма понятно очень многое. Для незнакомых с творчеством и биографией певицы из этого фильма, боюсь, не будет понятно ничего.

Например, название. Советская эстрадная песня "На тебе сошелся клином белый свет" (музыка: Оскар Фельцман, слова: Михаил Танич) в фильме не звучит. Нет в нем и указаний на то, что Янка ее исполняла. И вот вопрос: на ком тогда сошёлся клином белый свет?

Пронзительная песня от лица женщины о любви, над текстом которой в свое время посмеивался Владимир Семенович Высоцкий, не могла быть вынесена в название картины просто так. И лично мне близка трактовка создателей визуального ряда вот к этому видео:

Янка и Башлачев были знакомы, он сильно повлиял на ее творчество. Романтическая составляющая их отношений, во всяком случае, с Янкиной стороны, думаю, отнюдь не выдумка. Да и отсылки к Башлачеву в фильме, безусловно, присутствуют.

Вначале картины совершает самоубийство молодой парень, блондин, у отношений с которым у киношной Янки есть некая непростая предыстория. Что за парень, какая предыстория - остается по большей части непонятным.

Потом Янка перекрашивает в блондина своего парня Сережу. В фильме он - кто-то средний между реально существовавшими последним ухажером певицы и сыном ее мачехи, умершим из-за врачебной ошибки незадолго до Янкиного ухода. Они были дружны, его смерть она очень сильно переживала, однако киношный сводный брат не умирает.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

И вот, поливая голову Сережи водой из бутылки перед тем как нанести краску для волос, Янка вспоминает историю про того самоубийцу, который - до того как впасть в депрессию - был очень веселым и подарил какой-то своей знакомой на 8 марта… полено.

Конечно же, это прямая отсылка к Александру Башлачеву, которому из-за отсутствия денег как-то нечего было подарить Борису Гребенщикову на день рождения. И он преподнес имениннику полено. Шутку, говорят, БГ не оценил, но не суть.

Присутствует в фильме и Летов. Тезисно, но верно показана их с Янкой любовь-борьба. За сцену с их шуточным (нет) армрестлингом режиссеру - хвала.

Игру актрисы, сыгравшую главную роль, комментировать не буду. Давайте просто сравним Киру Пиевскую:

с настоящей Янкой:

Из аутентичной музыки в фильме звучит летовская "Хроника пикирующего бомбардировщика" с подпевками Янки:

И уже на титрах - "Рижская":

Правильной музыки в картине хотелось бы больше. Или тех же не положенных на музыку стихов, которых у Янки много, но которые не звучат нигде и никак, не только в этом фильме. Хотя это уже, наверное, мои придирки и вкусовщина.

И если уж совсем о личном, то в этом фильме мне не хватило кома в горле. Когда смотрел документалку "Особый резон" о Янке, то наворачивались слезы. Или, к примеру, не люблю Серебренникова, но в фильме "Лето", в самом финале, есть такой момент, когда Цой начинает играть для переполненного зала "Я посадил дерево", а Майк слушает немного, разворачивается и уходит, единственный, из зала. Вот тут как-то накрыло. Хотя я мужик, я вообще не плачу. Я просто всех их очень люблю. И Янку, и Цоя, и Майка.

Словом, байопик про Янку вышел недокрученным, снятым в духе "Последних дней" Гаса Ван Сента, но, наверное, уж лучше так, чем вообще никак. И, конечно же, и творчество, и непростые жизненные Янкины перипетии тянут на полноценный байопик. Она его достойна уж точно не меньше, чем этого заслуживают "Кино" и "Король и Шут", о которых такие фильмы уже сняты.

Посмотреть фильм "На тебе сошёлся клином белый свет" можно на "Кинопоиске".