Я решил поделиться с вами забавными историями, связанными с этой профессией. Откуда? Да из своего личного опыта. Во-первых, я часто хожу по разным музеям, а во-вторых, я хоть уже и не молод, но пока не вступил в стадию старческой глухоты, так что то, что происходит рядом слышу хорошо.
Москва. Кремль, жаркий летний день. Я спокойно стою и жду, пока дети набегаются. Мимо меня идёт группа иностранцев, национальность по виду не определить. Экскурсовод на чистом английском вещает: «Кусок Царь-колокола отломан потому, что как-то раз Пётр I после очередной попойки с дружками выстрелил по нему из Царь-пушки» …Занавес. После этого, когда я читаю статьи о том, какую клюкву снимают в Голливудах про русскую историю, я только ухмыляюсь про себя. Чья бы корова мычала.
Москва. Двор знаменитого дома страхового общества «Россия» недалеко от метро «Чистые пруды». Летний выходной. Я фотографирую архитектурные детальки, там есть на что посмотреть. Подходит группа. Модный ныне формат «городских прогулок» с кем-нибудь, рекламирующим себя в этом качестве в сети (в тот день я насчитал их около 10). С одной стороны хорошо. С другой, давайте послушаем. Молодой мальчик модного вида рассказывает о масонах. Видимо у него это тема экскурсии. Ну ладно, с натяжкой можно найти в декоре дома нечто масонское. Пускай. Слушаем дальше «Первые русские масоны были очень трудолюбивыми людьми. Как правило они все работали. Или адвокатами, или в Государственной Думе» …Занавес. Я хотел подойти и сказать: «Паренёк, ты бы хоть поинтересовался, когда жили первые русские масоны. В конце 18 века. Был тогда в России институт адвокатуры, или, страшно сказать, Государственная Дума». Но зачем? Раз пипл покупает экскурсии, он и дальше будет их продавать, втюхивая неразборчивым гражданам истории про масонов. Ну а что? Раз дом примерно ровесник Государственной Думы, то и первых русских масонов туда же воткнём. Всё равно люди задрав головы всяких чертей на фасаде разглядывают, им можно любую дичь в этот момент нести.
Сейчас кто-то скажет «вот потому и нужны только сертифицированные и лицензированные». Погодите. Про этих у меня тоже есть.
Москва. Третьяковка. Дама вся из себя лицензированная. С бейджиком там, где положено.
- Перед вами знаменитый портрет Мусоргского в последние дни его жизни (показывает на портрет Островского работы Перова). Вот на этот
Ну ладно бы ещё они в одном зале висели. И потом, перепутать вот этого вот Островского с умирающим от алкоголизма Мусоргским. Это как? А что скажет мадам, когда дойдёт до репинского зала и встретит там настоящий портрет Мусоргского?
И наконец, моя любимая история. Санкт-Петербург. Эрмитаж. Там есть довольно небольшой зал № 273, одним единственным окном выходящий на Миллионную. Всего несколько картин и две витрины с французской керамикой 16 века. Места мало.
https: //www. hermitagemuseum. org/wps/portal/hermitage/explore/buildings/locations/room/B10_F2_H273
Я стою у одной из витрин и пытаюсь фотографировать керамику, ругаясь про себя на блики. Входит большая группа соотечественников. В сопровождении дамы с хорошо поставленным голосом и артикуляцией и естественно с бейджиком (Все неофициальные в Эрмитаже проводят экскурсии шёпотом). Она подводит группу к находящемуся в углу произведению анонимного французского мастера «Вход Христа в Иерусалим» и начинает: «Все мы с вами хорошо знаем сюжет этого произведения. Иисус Христос после долгого отсутствия возвращается на родину». Вам смешно?
А я со стоном: «Штирлиц, блин» чуть не улетел носом и фотоаппаратом в витрину с французской керамикой. До сих пор бы, наверное срок мотал, если бы ангел-хранитель не помог сохранить равновесие.
А вы говорите официальные экскурсоводы