Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Марии Капнист.
Мария Капнист (Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко) родилась 22 марта 1913 года (по другим данным 1914 года) в Санкт-Петербурге.
Мария происходила из старинного дворянского рода. На острове Занте в Ионическом море до сих пор имеются развалины крепости первого родового замка Капнистов.
На родовом гербе у Капнистов написано —"В огне не горит". Мария Капнист шла по жизни с этим девизом.
Отец - Ростислав Ростиславович Капнист — граф, мать Анастасия Дмитриевна Байдак —прапраправнучка атамана Ивана Серко.
Мария Капнист была младшей дочерью. В семье помимо нее было ещё четверо детей — сестра Елизавета и братья Василий Григорий и Андрей.
До революции семья Капнистов жила в огромном особняке на английской набережной. В гости к Капнистам ходили самые известные и уважаемые люди. Федор Шаляпин был частым гостем и считал Анастасию своей музой.
С приходом революции, семья была вынуждена переехать в Судак. Там у Капнистов также был огромный дом на 70 комнат. Казалось, счастье было безграничным...
Однако в 1921 году Ростислава Капниста расстреляли. Особняк Капнистов был разрушен, семья была вынуждена скрываться от дальнейших преследований. Страшный удар не смогла пережить пятнадцатилетняя Елизавета — девушка скончалась от остановки сердца. Братья Марии подались в бега, а сама Мария с матерью была спасена только благодаря крымским татарам. Они дали национальную одежду и помогли Марии и ее матери бежать из Крыма.
Мария с матерью вернулась в Ленинград. К счастью за них заступился Сергей Киров и Капнистов не трогали. Девушка поступила в Театральную студию Юрия Юрьева при Ленинградском драматическом театре имени Пушкина, а после её закрытия перешла в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского.
В 1934 году Киров был убит, и на Капнистов снова начались гонения. Марию исключили из института и запретили семье жить в Ленинграде. Капнисты перебрались в Киев. Мария стала учится в техникуме, а после работала бухгалтером.
К сожалению в 1941 году, Марию арестовали и приговорили к восьми годам за "шпионаж в пользу иностранных разведок во время войны". Капнист никогда не была шпионкой, и арестована она была по одной причине — девушка неоднократно высказывалась о том, что именно Сталин заказал убийство Кирова.
О тяжёлых годах, проведенных в лагерях Капнист вспоминала:
В один из лагерей Караганды - это место основали и обживали спецпереселенцы и мы, лагерники, - нас этапом пригнали ночью. Косы мои уже отрезали... Я уже хорошо знала цену ночным допросам, когда тебя или ослепляют и обжигают сверкающе-яркой лампой, или бросают в ледяную ванну. Знала, что бывает, когда тебя заприметит начальство... В женских лагерях были свои законы, может быть, ужаснее, чем в мужских. В Карлаге я познакомилась с Анной Васильевной Темировой, невысокого роста, необычайно красивой женщиной - корнями из терских казаков. Мы подружились, и тогда я узнала, что она - жена Колчака... Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли... Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать. Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо. Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин. Ночью присылал "сваху" из наших же, лагерных, и она приводила ему назначенных. Как-то приходит такая в барак и говорит: "Шалва помирает, просит тебя написать письмо его дочке". Я пошла... Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти... И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись. Крикнула: "Черви вонючие! Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Были бы у меня пули..." Один предложил убить меня, но тот, кто верховодил, приказал: "Пусть говорит - не трогай!" Между ними началась свалка, конвоиры пришли, забрали меня. Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу.
Выйдя на свободу, Мария Капнист стала жить в Казачинском районе Красноярского края. Однако в 1951 году женщину снова арестовали и приговорили к десяти годам заключения.
В лагере Мария Капнист подружилась с Валентиной Базавлук. Женщина вышла на свободу раньше и ходатайствовала за Капнист. К счастью ее усердия оказались не напрасными, и в 1956 году Марию Капнист окончательно освободили. В 1958 году Капнист была полностью реабилитирована.
Первый год после освобождения, был очень тяжёлым для Капнист. Женщина работала дворником и ночевала то у друзей, то на улице, то на вокзале - жить Марии было негде.
В 1959 году Капнист улыбнулась судьба. На улице ее заметил режиссер Юрий Лысенко, и пригласил женщину в свою картину "Таврия". В этом фильме Мария сыграла роль игуменьи.
После этого на Капнист посыпались предложения от других режиссеров. За свою творческую деятельность, Мария Ростиславовна сыграла в 78 картинах. Наиболее известными из них стали: "За двумя зайцами", "Ключи от неба", "Война и мир", "Руслан и Людмила", "Бронзовая птица", "Табор уходит в небо", "Цыган", "Шанс", "Сердца трёх".
У Марии Капнист на протяжении всей жизни был верный друг - Георгий Евгеньевич Холодовский. Когда Мария сидела в лагерях, Холодовский присылал ей посылки. Теплые и нежные чувства между Марией и Георгием остались на всю жизнь. Холодовский неоднократно делал Капнист предложение руки и сердца, однако Мария не соглашалась и они остались лишь добрыми друзьями.
В 1949 году, находясь в заключении, Капнист родила дочь от польского инженера Яна Волконского.
Мария назвала дочь Радиславой (Радой). Дочь Капнист рассказывала:
Когда лагерное начальство узнало, что мать в положении, ее заставляли сделать аборт, - но мама отказалась. И тогда ей устраивали всякие пытки: опускали в ледяную ванну, обливали холодной водой. Она потом мне говорила: "Как ты выжила? Это же вообще невозможно!" Потом мать попала "под сапоги" одного надсмотрщика, который издевался над многими женщинами. Я была настолько крупным ребенком, что, когда мама меня регистрировала, мне дали на год больше. И отчество изменили: с польского Яновна почему-то на Олеговну. Даже в этом хотели маму обидеть.
В двухлетнем возрасте Раду забрали у матери и поместили в детский дом. Долгие годы девочка росла в детдоме. Когда подруга матери - Валентина Базавлук вышла из заключения, она разыскала Раду и стала ее опекать.
В 1958 году Капнист также вышла из заключения. Однако Рада не признавала родную мать, так как была привязана к Базавлук и считала ее своей матерью.
Отношения Рады с матерью все же наладились, когда девочка была подростком.
После долгих лет лагерей Мария Капнист страдала клаустрофобией и боялась замкнутых пространств. Из-за этого Капнист никогда не пользовалась подземными переходами, и часто переходила дорогу с риском для жизни.
В октябре 1993 года Мария Капнист попала под машину неподалеку от киностудии имени Довженко.
Травмы оказались очень тяжёлыми, и 25 октября 1993 года артистка скончалась.
Похоронили Марию Капнист на фамильном кладбище в селе Великая Обуховка Полтавской области.
Было интересно? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новых публикаций.