Приветствую вас, уважаемые ценители петербургской архитектуры! Этот пост посвящён дому № 80 на Невском проспекте! Как всегда, сначала осмотрим внешнее убранство фасада.
Перед тем, как начать просмотр, прошу вас поставить авансом лайк этому посту и конечно же подписаться на мой канал!
А ещё хочу попросить вас, мои уважаемые подписчики, помочь мне в развитии и поддержании канала. Если у вас есть возможность пожертвовать любую удобную для вас сумму, то ниже представлены реквизиты моих карт. Поверьте, важна любая сумма. Очень вас благодарю!
Начинаем осмотр! Дом нежилой (используемый под коммерческие нужды) был перестроен в период с 1913-го по 1914-ый годы. Шестиэтажный, с дополнительным седьмым - мансардным. Фасад здания решён в стиле неоклассицизм.
Из центральной части фасада на всю его высоту выделен ризалит, шириной в три оси.
Фасад трёх нижних этажей рустован гладкой штукатуркой.
В центре первого этажа расположен трёхчастный парадный вход.
Оригинальные дореволюционные заполнения до сих пор красуются во всех трёх дверных проёмах.
Заполнения проёмов металлические. С использование латуни.
Проездная арка во двор находится в левой части здания. Ворота судя по всему тоже оригинальные.
Над парадным входом, по краям от железобетонного зонтика, устроились массивные медальоны.
Один из них. Разрушенная временем центральная розетка в виде золочёного цветочного бутона.
В центральной части здания со 2-го по 3-ий этажи архитектор разместил эркер.
Ничего особенно примечательного из декора. Оконный проём - прямоугольной формы.
Проёмы витринного типа на уровне 2-го этажа внутри себя содержат рамы с геометрической расстекловкой. Подоконники заняты когда-то золочёными решётками.
Визуализация оконных витрин 2-го и 3-го этажей.
Великолепно! На 3-м этаже оконные проёмы арочные, читай полуциркульные, с замковыми камнями и знакомыми нам решётками.
Замковые камни устроены над всеми окнами 3-го этажа, а эркер на уровне 4-го завершён балконом.
Его ограждение состоит из кувшиноподобных балясин.
Фасад этажей, с 4-го по 6-ой, оформлен гладкой штукатуркой.
Стройные ряды окон на фоне гладкой штукатурки.
Окна 4-го этажа в их нижней части декорированы балясинами. В простенках между 4-ым и 5-ым этажами размещены скромные украшения в виде корзин с фруктами.
В центральной части фасада 5-го этажа смонтирован балкон.
Пространство над балконной дверью украшено большой раковиной, а оконные проёмы предпоследнего этажа забраны широкими наличниками и небольшими картушами.
Тимпан полуциркульного фронтона занят массивными горельефами женщины и мужчины.
В советское время скульптурная группа была закрыта щитом с аббревиатурой "Севзапкино". Фотография 1922-1925 годов.
Седьмой этаж - мансардный. Увы, мне неизвестно, как вообще используются верхние этажи. Офисы или гостиница, а может быть квартиры?
Самую тайну составляет вопрос: этот дом был построен после сломки старого или всё-таки была проведена ревизия старого здания с последующей его надстройкой.
Осмотрев постройку снаружи, перейдём к самом вкусненькому - изучению истории. Данная часть Невской першпективы на плане Санкт-Петербурга 1737-го года ещё была не очень обжита и интересующий нас участок частично занят лесом.
А вот план 1738-го года, более детальный. На углу будущей улицы Маяковского и Невского проспекта отмечаем некие постройки, но понять, как расположены участки не очень возможно.
План 1753-го года предлагает нам рассмотреть несколько построек на угловом участке. В 1751 году виноторговец Ермолай Калитин приобрёл у купца Степана Долгова угловой участок по Невской першпективе с двумя деревянными домами. Снеся тот, что стоял на углу, новый владелец построил взамен него двухэтажные каменные палаты с почти равновеликими фасадами на две улицы.
План 1798-го года показывает большой участок с пятью постройками на нём. Позже именно это владение будет поделено на две части.
После смерти Ермолая Калитина торговлю столь же успешно продолжил его сын Василий. Нажив недурной капитал, он возымел тщеславное намерение вывести детей из того сословия, к которому сам принадлежал, дав им дворянское образование и сделав «благородными». Результатом стало разрушение привычного жизненного уклада и в конечном итоге – банкротство торгового дома Калитиных. К своему счастью, глава семейства до этого не дожил, и пожинать плоды мужниных затей пришлось его вдове, Прасковье Федоровне. Один из ее «образованных» сыновей, Иван, несмотря на свой юный возраст, ударился в разгул и мотовство, так что мать вынуждена была публично, через газету, оповещать о его неплатежеспособности, призывая не давать ему в долг, под векселя. Второй сын, Николай, также не оправдал возлагавшихся на него надежд: окончив Артиллерийский кадетский корпус, он поспешил выйти в отставку всего-навсего в чине поручика и принялся проедать свою долю отцовского добра.
В 1801 году Николай Васильевич Калитин продал деревянный флигель. На плане он дальний от угла по Невскому проспекту. Владельцем станет купец Гаврила Панин. Но сносить старую постройку купец Панин не спешил, прожив в старом, ветхом жилье еще несколько лет. Только к 1806-му году он выстроил на его месте каменный дом.
В 1816-ом году участок Панина приобретёт действительный статский советник Дмитрий Николаевич Блудов.
План участка, датированный 1826-ым годом.
Лицевая, по Невскому проспекту, 2-х этажная постройка.
На плане 1828-го года все здания на участке показаны каменными.
Дмитрий Николаевич Блудов - близкий друг Жуковского и Карамзина, входивший в число основателей известного литературного общества «Арзамас». Своим названием общество обязано ему. Дмитрий Николаевич, занимавший в зрелом возрасте самые высокие государственные посты, включая министерский (с 1832-го по 1839-й год он служил министром внутренних дел), в молодости имел склонность к литературе, хотя писателем, или, как тогда выражались, сочинителем, так никогда и не стал.
Портрет Дмитрия Николаевича Блудова.
Портрет его супруги - Анны Андреевны Блудовой, урождённой княжны Щербатовой.
В 1830-х годах участок сменит владельцев. Следующими встанет купеческое семейство Шапошниковых.
В 1837-ом году здание будет перестроено. На плане оно 4-х этажное на высоком цоколе.
1860-е годы. Акварель художника Фёдора Фёдоровича Баганца. Дома 78 и 80 по Невскому проспекту, изображенные крупным планом. Характерные примеры доходных домов периода классицизма. Убранство их строго лаконично, соответствует утвержденным образцам. Наиболее отчётливо черты стиля выявлены в решении фасада дома N 80. Центр выделен небольшим ризалитом, завершён фронтоном, подчёркнут сближёнными окнами и балконом. Средние окна украшены миниатюрной скульптурой, под карнизом фриз с рельефным орнаментом, нижний этаж рустован.
Представительницей семейства Шапошниковых в справочнике 1849-го года указывается купчиха Катерина Кузминична.
В начале 1860-х годов домовладение снова сменит собственника. Им станет гвардии поручик Иванов Константин.
Спустя ещё десяток лет очередным домовладельцем представлен купец 1-ой гильдии, торгующий лесом и занимающийся бриллиантовым производством, 53-х летний Александр Владимирович !!!Липгард!!!
При нём старый Шапошниковский дом будет перестроен. Проект нового здания.
Здание, возведённое в 1873-м году!
Автор проекта - архитектор Михаил Алексеевич Макаров.
В справочнике 1875-го года следующем хозяином участка указан некий Свечин. Какую-либо информацию по этому домовладельцу мне найти не удалось.
В 1880-х годах и до 1894-го участок с домом приобретёт Царскосельский 1-ой гильдии купец Иван Сергеевич Платицын!
Иван Сергеевич Платицын в 1889 году представлен членом правления Российского торгового и комиссионного банка.
В 1893-ем году Иван Сергеевич проживает в Свечном переулке в доме под номером 1.
В доме по адресу Свечной переулок, 1 располагалась табачная фабрика Алексея Фёдоровича Миллера. После смерти Миллера фабрику и дом в 1886-м году приобрела компания купцов, одним из которых был царскосельский купец Иван Сергеевич Платицын. Через год он выкупает дом в единоличную собственность, выплатив компаньонам 4745 рублей (фабрика при этом оставалась в общем владении).
Купец Платицын расстанется со своим участком в 1894-ом году, продав его Российскому обществу застрахования капитала и доходов.
Последним домовладельцем в 1911-м году станет купец 1-ой гильдии, потомственный почётный гражданин Николай Иванович Дернов. С этой известной фамилией мы уже встречались в двух, уже давних постах.
Николай Иванович Дернов для постройки нового здания наймёт уже именитого к тому времени архитектора Марьяна Станиславовича Лялевича.
Осуществлённый проект.
После постройки нового современного здания под номером 80 на Невском проспекте, на его первом этаже и во дворе открылся фешенебельный кинотеатр "Parisiana". Крыша кинозала была раздвижной, поэтому в летнее время фильмы можно было смотреть даже под открытым небом. Судя по всему, при сдаче нового здания в эксплуатацию, латунные двери по красной линии ещё отсутствовали, обнажая крыльцо высотой в пять ступеней, спрятавшееся за круглыми гладкими колоннами. Двери появятся позже.
"Паризиана" соперничала за звание лучшего кинотеатра только с кинотеатром «Пиккадили» (современный кинотеатр "Аврора"). Фотография 1926-го года.
Ещё одна фотография, датированная 1922-1925 годами.
Вплоть до самой революции Николай Иванович Дернов будет владеть этим зданием, а позже нагрянет национализация.
Вскоре кинотеатр "Parisiana" вместе с "Нева" будут объединены в кинозрелищное предприятие «Октябрь» . В довоенный период оба кинотеатра были популярным местом для горожан. Фотография 1944-го года.
Познакомившись с историей застройки участка, переходим к завершающей данный пост части.
Заглянем внутрь и осмотрим помещения бывшего кинотеатра.
Проходим в тамбур.
Вид из тамбура на помещений фойе.
Фойе кинотеатра.
Кессонированный потолок, спрятанный между двумя парами прямоугольных колонн.
Лестница, ведущая в бельэтаж бывшего кинотеатра. Обратите внимание на кованные лестничные ограждения.
Именно с лестницы можно насладиться видом кессонов.
Общий вид на помещение кинотеатра.
Массивная люстра и четыре действующих вентиляционных канала.
Люстра вероятно советская, очень массивная.
Огромные декоративные консоли с акантами.
Неоклассический декор снаружи здания и внутри кинозала.
Вид из партера на уровень бельэтажа. Настенный декор немного другой, чем сейчас.
Стеновые панели, расположенные между пилястрами, превращены в оконные полуциркульные проёмы.
Декоративные двери под прямыми, на консолях, сандриками.
По мне так получился довольно интересный обзор здания. Даже удалось обнаружить несколько портретов людей, причастных к истории дома.
Но пришла пора покинуть помещения бывшего кинотеатра "Parisiana". Выходим на улицу.
Очень вас благодарю, Друзья, за интерес к моему каналу!
Хочу вас ещё раз попросить о финансовой помощи в поддержке моего канала. Экскурсий у меня почти совсем нет, а монетизация на канале мизерная. Буду очень вам благодарен!
До новой встречи!
Уже совсем скоро следующий объект!