Сергей Львович Пушкин был очень недоволен сыном Сашей: тот рос балбесом. Ах вот, что он сукин сын учудил: достал из кошелька деньги и начал кидать за борт, любуясь их блеском. День был солнечный, безветренный, вода в Неве была спокойной и прозрачной. Монетки прямо сияли в солнечных лучах, а потом на речном дне.
-Зачем семейный бюджет разоряешь? - сердился папенька, теребя Александра Сергеевича за вихры.
-Посмотрите, как они играют в волнах!
-Транжира! Не видать тебе карманных денег до Рождества.
Подобное происшествие случилось во время катания на лодке.
Когда же по Неве в 1815 прошёл первый в России стимбот "Елизавета", построенный на заводе Чарльза Берда, то Пушкин на нем тоже поехал кататься. Только на стимботе он был уже без папеньки, а в компании А. С. Грибоедова, П. А. Вяземского, семейства Олениных и других знакомых. В России стимбот сначала обозвали пироскафом, а потом и пароходом. В 1828 году Пушкин оказался на одном судне с художником Джорджем Доу, который писал портреты для Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце. Здесь же на пароходе Доу сделал набросок к портрету поэта.
Первоначально пароходы совершали прогулки из Петербурга в Кронштадт, где желающие пересаживались на парусные суда, которые направлялись в разные части света. Позднее было налажено сообщение с Ревелем, Ригой, Щеттином, Любеком и другими городами. Всего с 1815 по 1825 годы завод Берда спустил на воду 11 паровых машин.
В 1818 году на Алмиралтейском Ижорском заводе введён в строй военный пароход "Скорый" - первый не только в России, но и в Европе. С 1827 года на Ижорском заводе начали строить пароходы для Камы и Волги.
После 1840 года пароходы в России стали обычным явлением.
Библиография:
А. Гордин, Я. Гордин. Путешествие в Пушкинский Петербург. Лениздат, 1983.
М. И. Пыляев. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб, 2003.