Найти тему
Совсем другая история

Кощунство и символизм: почему портрет влюблённых Шопена и Жорж Санд разрезали и хранят в разных музеях

Это один из тех случаев, когда закулисье картины даже интереснее, чем она сама. Сколько здесь всего намешано! Три гения своей эпохи, крепкая дружба и драматичная история любви... А ещё - бессмысленная и беспощадная алчность коммерсантов.

Реконструкция парного портрета Фридерика Шопена и Жорж Санд (автор неизвестен)
Реконструкция парного портрета Фридерика Шопена и Жорж Санд (автор неизвестен)

Примерно так 👆 мог бы выглядеть совместный портрет влюбленных - композитора Фридерика Шопена и писательницы Авроры Дюпен, более известной под псевдонимом Жорж Санд. Приблизительно таким его задумывал художник Эжен Делакруа. Если бы в дело не вмешалась жадность.

Пара считалась звёздной: она - автор, как сейчас бы сказали, бестселлеров, одна из самых ярких и прогрессивных женщин своего времени, он - модный и всеми обожаемый композитор. Фанатам такие отношения традиционно не нравились: поклонники Шопена шептались, что скандальная и вспыльчивая Аврора подрывает здоровье и без того болезненного музыканта, а почитатели Жорж Санд возмущались, что Фридерик обременяет её и превращает в личную няньку. Но, что примечательно, именно в этот период жизни оба они наиболее активно и плодотворно творили.

Жорж Санд и Фридерик Шопен
Жорж Санд и Фридерик Шопен

Делакруа, тоже чрезвычайно популярный и востребованный, дружил с обоими: сначала он приятельствовал с Жорж Санд, а когда она начала встречаться с Шопеном, сблизился и с ним. Отношения влюблённых казались ему экзотически красивыми - настолько, что он решил написать их портрет.

Сюжет выглядел довольно просто: Шопен играет на фортепиано, Жорж Санд сидит рядом с ним, с шитьём в руках. Более тонкие наблюдения Делакруа планировал передать через выражения лиц и позы. Сильная, жёсткая, упрямая Аврора - и вдруг задумчиво склонила голову, опустила глаза, засмотрелась на руки возлюбленного, порхающие по клавишам. А сосредоточенный Фридерик, в обычной жизни меланхоличный, капризный и чувствительный, выпрямил спину и отстранённо смотрит "в кадр". Он погружён в себя, а Аврора - в него.

Делакруа начал писать картину в 1838 году. Он даже специально заказал в свою мастерскую пианино, чтобы Шопен мог позировать за ним. Но дело продвигалось медленно: Эжен напряжённо работал над крупными заказами, между ними тяжело болел, а когда он был здоров и свободен, здоровье подводило Фридерика. К тому же отношения между Шопеном и Жорж Санд неумолимо портились: когда прошла влюблённость, оказалось, что двум талантам такого масштаба под одной крышей всё же тесновато. К тому же Шопен слабел и требовал всё больше внимания к себе, а Аврора, наоборот, нуждалась в пространстве и свободе. Назревающий конфликт старательно подогревали взрослые дети Жорж Санд.

В итоге картина так и осталась незавершённой. В 1847 году Шопен и Жорж Санд расстались, а через два года композитор умер. Эжен поддерживал общение с Шопеном до самого конца.

Что делать с незаконченным портретом, Делакруа так и не решил. Картина провисела в мастерской до самой его смерти в 1863 году. Затем её забрал себе близкий друг Эжена, художник Констан Дютийе. Но ещё через два года скончался и он. Предприимчивые наследники художника решили продать картину. А чтобы выручить больше денег, пошли на кощунство - разрезали холст и превратили совместный портрет в два отдельных.

Их продали в разные руки, и после долгих путешествий по частным коллекциям Жорж Санд обосновалась в музее Ордрупгаард в Копенгагене, а Шопен - в Лувре.

Получилось, конечно, символично: в конечном итоге влюблённые не смогли быть вместе ни в жизни, ни даже на портрете.

В таком "кадрировании" портреты существуют сейчас
В таком "кадрировании" портреты существуют сейчас

Оставшуюся после обрезки часть холста, по-видимому, просто выбросили. О том, как она могла выглядеть, можно судить по сохранившемуся наброску Делакруа:

-4

По Интернету ходит байка, будто Жорж Санд лично распорядилась разрезать портрет - просто из вредности и мстительности. Но ни в каких более-менее серьёзных источниках подтверждений этому заявлению не нашлось.