Найти тему

Возвращение экспедиции Магеллана. Часть 4

Итак, во время нашей предыдущей публикации про этого человека мы остановились на месте гибели мореплавателя в битве при Мактане. Флотилию возглавили два человека - Барбоса (погиб почти сразу же в стычке с тземцами, которые заманили европейцев) и Эль-Кано. Фактически именно последний и привел корабли в Испанию, завершив это кругосветное плавание.

Путь пролегал сначала вдоль островов Филиппин. В частности, члены экспедиции смогли раздобыть хотя бы немного продовольствия на паре южных островов - Минданао и Палаван.

Минданао. Водопад на острове Минданао. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Минданао. Водопад на острове Минданао. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а после Филиппин оставшиеся суда направились в сторону Брунея. Это на карте по сравнению с расстояниями по Тихому океану Бруней кажется не так и далеко от Филиппин. На самом же деле даже по прямой до северной оконечности Калимантана здесь более 1150 км.

Расстояние до Брунея (Яндекс)
Расстояние до Брунея (Яндекс)

Пробыв в Брунее несколько недель и оказавшись вовлеченными в какие-то междоусобные конфликты, участники экспедиции немного отремонтировали корабли, которые к том времени уже изрядно износились, преодолев десятки тысяч километров. И осенью 1521 года двинулись к островам Пряностей. Это, кстати, и была одна из целей Магеллана. И вот здесь я что-то не понимаю. В большей части источников указывается, что флотилия достигла порта Тидоре на Молуккских островах. Всё бы ничего, но вот только находится это место не в сторону Испании, а прямо в противоположную. Причем источники указывают, что суда гли именно на юго-восток, что и соответствует направлению из Брунея до Тидоре. Конечно, возможно, что штурманам из местных не был известен пролив, а потому они и повели суда обходной дорогой. Так или иначе, но это даже по прямой 1500 км в сторону противоположную Испании.

Бруней - Тидоре
Бруней - Тидоре

В общем, загрузившись пряностями, корабли приготовились к отплытию, но "Тринидад" дал течь. Часть груза с "Тринидада" перегрузили на оставшееся единственное судно "Виктория". Сам же "Тринидад" был оставлен в этих местах и в скором времени захвачен португальцами, разграблен, после чего затонул.

Молуккские острова. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Молуккские острова. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В общем, к берегам Испании через Индийский океан направилась одна "Виктория". Переход был достаточно трудным. Миновав Тимор к северу от Австралии экспедиция двинулась на югол-запад и достигла широты мыса Доброй Надежды в районе острова Амстердам в середине Индийского океана - это чуть западнее Шри-Ланки по долготе, а по расстоянию от Тимора по прямой около 5500 км.

До острова Амстердам (Яндекс.Карты)
До острова Амстердам (Яндекс.Карты)

4 месяца потребовалось "Виктории" чтобы дойти из Тимора до Порта-Элизабет в Южной Африке. По прямой между портом Купанг и Элизабет почти 10200 км. Так показывает сервис SeaRates.

-6
Остров Амстердам. Индийский океан. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Остров Амстердам. Индийский океан. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а дальше маршрут экспедиции нами уже был многократно пройден - вдоль побережья Африки через Канарские острова к Испании. Их вернулось 18 человек! И это снова был Санлукар.

Санлука-де-Баррамеда. Испания. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Санлука-де-Баррамеда. Испания. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Круг замкнулся окончательно. Было посчитано, что единственный из вернувшихся кораблей "Виктория" в общей сложности преодолел около 86000 км. Огромное расстояние, конечно.

Спасибо, что дочитали этот цикл статей про экспедицию Магеллана. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. А впереди у нас еще много интересного. Хотя что может быть интереснее кругосветного путешествия. Благодарен своим постоянным и новым читателям за внимание к каналу. До новых встреч!