В выходные пришлось перебирать книжный шкаф и задние ряды книг мне подарили много идей и тем для блога.
Хочу показать книги, по которым я осваивала школьный курс литературы.
Я уже писала, что для меня с раннего детства рисование в книгах было абсолютным табу. Я даже представить себе не могла, что буду что-то писать или рисовать на страницах... примерно до 9 класса.
А теперь у меня целая коллекция книг, исчерканных карандашом, с пометками на полях и даже с рисунками, выполненными моей нетвердой рукой (может, меня Пушкин вдохновил? правда, он рисовал на полях рукописей, а не книг))
Занятно, что моя дочь-филолог следов в этих книгах почти не оставила (несколько закладок не считается). В мое время закладок с липким краем еще не было, у меня был исключительно хенд-мейд.
Запас даже до сих пор лежит в "Отцах и детях".
Я, кстати, до сих пор не имею четкого мнения по вопросу "Нужно ли изучать классику в школе". Точно знаю, что не хочу, чтобы в программу вносили книги современных авторов - пусть дети читают их ради удовольствия, а не ради оценки. А вот всякие литературоведческие штуки и "что хотел сказать автор" лучше, наверное, все же оттачивать на классике. Про "не заставишь - не прочитают" и общий культурный код - момент спорный. Попадая в школьную программу, КНИГА, как мне кажется, перестает быть КНИГОЙ, а становится УЧЕБНИКОМ.
Возможно, именно поэтому я так безжалостно относилась к этим изданиям. Мама, конечно, старалась покупать отдельные книжечки "для уроков", но это получалось не всегда, поэтому досталось и томам из собраний сочинений, и вот этой чудесной серии:
Больше всего пострадал роман Горького "Мать". Хотя я как раз им очень прониклась и даже на вступительном экзамене в МПГУ писала сочинение о теме "отцов и детей" у Горького.
Домашку я, не стесняясь, записывала прямо на форзаце
А вообще, было любопытно посмотреть, что я выделяла и подчеркивала тогда. Правда, иногда это, видимо, не имело особого отношения к учебному процессу )))
Но чаще, конечно, я подчеркивала что-то нужное для уроков. Я тогда, конечно, не могла в полной мере ощутить вот этот путь матери - от страха за сына и полного непонимания, что и зачем он делает, до абсолютного принятия его позиции (что, впрочем, не отменяло страха и переживаний).
Ну и финальная сцена тоже выделена, конечно же!
Аж перечитать захотелось!
Но продолжаем вспоминать школьную программу.
"Война и мир" Толстого была прочитана еще летом перед 10 классом. Но книгу то все равно на уроки надо было носить. Похоже, на ней я тестировала новые для себя художественные материалы.
Удивительно, что мама не протестовала против порчи книг - видимо, вот это клеймо "книги для школы" мешало. А ведь это была моя любимая серия классики!!! И иллюстрации мне тут очень нравились!
В этой книге больше всего закладок (это их я показала в самом начале). Пометок тоже много. Но все по делу, ничего смешного нет.
Зато сразу видно душевное, личное отношение к героям ))
А вот в разборки "Отцов и детей" Тургенева я включилась со всей страстью пылкой юности!
Спор с Павлом Петровичем прям весь исписан и подчеркнут!
Тут, кстати, тоже иллюстрации прекрасные! Особенно мне вот эта, романтичная, нравилась.
Особо зацепившие цитаты я жирненько обводила (спасибо, цветовыделители тогда еще из Китая не завезли )) Перестройка только начиналась.
Личное отношение к героям выражено тоже со всей прямотой!
Не, ну а чо она на Жорж Санд наезжает? Как я тогда любила "Консуэло"!!! Просто по кругу читала, не останавливаясь.
А вот эта закладка заинтриговала ))
Ну он реально циник, конечно. Но чтоб это прям закладочкой к уроку отметить?
Оказалось, воооооон оно что!
Странно, что не попалось на глаза любимое: Аркадий, не говори красиво!
Еще одна книга, послужившая моему литературному образованию.
Я слышала нелестные отзывы, но картинкам удалось меня обмануть и я поверила, что это "про любовь"!
Ну в крайнем случае - про дружбу!
И никаких снов Веры Павловны - она бодра и свежа, хоть и задумчива.
Выхваченные глазом фразы намекают, что стоит попробовать роман перечитать.
Кстати, тут подчёркивания и заметок на полях почти нет. Так, немножечко. Зато кое-что ручкой и прямо в тексте (((
По ходу чтения оказалось, что любовь тут странная и большей частью - к труду (помните анекдот про 4 типа любви?)
Вот удивительно. Издатели боятся лишний раз пиво упомянуть. А классику мы читаем спокойно. Или она тоже уже 16+?
По законам кольцевой композиции с крупной формой закончим тоже Горьким.
Ну тут у Сатина что ни реплика, то афоризм!
Меня в школе очень удивило, что Горький считал Луку отрицательным персонажем. Мне он как раз симпатичнее всех.
А вот к чему тут ноты, я так и не вспомнила...
А из стихов больше всего досталось любимому Есенину. До него у меня любимым поэтом был Лермонтов. С Цветаевой я еще не была знакома.
Тут я и с предисловием поработала.
Вот эти значки - это явно что-то из институтской жизни.
Это мое любимое стихотворение. В течении года я обычно очень скучала по нашей деревне. И дом с голубыми ставнями был как раз. А два года назад я попала в Константиново и узнала, что 1) дом с голубыми ставнями - это не дом Есенина, а дом священника, который был центром притяжения для Сергея и его друзей, 2) ставни не голубые, а белые - хотя часто они кажутся голубыми.
Вот это стихотворение тоже любила. Благодаря фильму "А завтра была война".
Это программное. Мы его даже учили, кажется.
Это тоже для урока разметила.
А вот Блок как новенький! Хотя с ним было связано огромное переживание.
Учительница поручила мне подготовить и прочитать классу лекцию (она нас приучала к грядущей жизни в универе) про жизнь (а может и творчество - не помню) Блока. Я так переживала!!! И на подготовку был всего вечер. Но почему-то я не нашла ничего лучшего, как готовиться к этой лекции вместе с одноклассником.. Причем, я его позвала, видимо, на нервной почве. Мы до этого друг у друга в гостях бывали пару раз недолго и в большой компании. Да и даже не дружили близко. Нет, он мне правда помогал. Не помню подробностей, но утешал и поддерживал - точно. А мне хотелось не у уроку готовиться, а " Узник замка Иф" смотреть...
Но это я уже отвлеклась от книг.
Рассказывайте, как у вас складывалось с классикой из школьной программы! Мне очень интересно!