Найти в Дзене

Классика в школе. Пятерка книг, испорченных отличницей + 1 сборник стихов

В выходные пришлось перебирать книжный шкаф и задние ряды книг мне подарили много идей и тем для блога.

Хочу показать книги, по которым я осваивала школьный курс литературы.

Я уже писала, что для меня с раннего детства рисование в книгах было абсолютным табу. Я даже представить себе не могла, что буду что-то писать или рисовать на страницах... примерно до 9 класса.

А теперь у меня целая коллекция книг, исчерканных карандашом, с пометками на полях и даже с рисунками, выполненными моей нетвердой рукой (может, меня Пушкин вдохновил? правда, он рисовал на полях рукописей, а не книг))

Занятно, что моя дочь-филолог следов в этих книгах почти не оставила (несколько закладок не считается). В мое время закладок с липким краем еще не было, у меня был исключительно хенд-мейд.

Запас даже до сих пор лежит в "Отцах и детях".

Мне прям жалко выбрасывать все это из книг )) Пусть будет - для истории
Мне прям жалко выбрасывать все это из книг )) Пусть будет - для истории

Я, кстати, до сих пор не имею четкого мнения по вопросу "Нужно ли изучать классику в школе". Точно знаю, что не хочу, чтобы в программу вносили книги современных авторов - пусть дети читают их ради удовольствия, а не ради оценки. А вот всякие литературоведческие штуки и "что хотел сказать автор" лучше, наверное, все же оттачивать на классике. Про "не заставишь - не прочитают" и общий культурный код - момент спорный. Попадая в школьную программу, КНИГА, как мне кажется, перестает быть КНИГОЙ, а становится УЧЕБНИКОМ.

Возможно, именно поэтому я так безжалостно относилась к этим изданиям. Мама, конечно, старалась покупать отдельные книжечки "для уроков", но это получалось не всегда, поэтому досталось и томам из собраний сочинений, и вот этой чудесной серии:

-3

Больше всего пострадал роман Горького "Мать". Хотя я как раз им очень прониклась и даже на вступительном экзамене в МПГУ писала сочинение о теме "отцов и детей" у Горького.

Обложка была явно не доработана. Пришлось руку приложить...
Обложка была явно не доработана. Пришлось руку приложить...

Домашку я, не стесняясь, записывала прямо на форзаце

-5

А вообще, было любопытно посмотреть, что я выделяла и подчеркивала тогда. Правда, иногда это, видимо, не имело особого отношения к учебному процессу )))

-6

Но чаще, конечно, я подчеркивала что-то нужное для уроков. Я тогда, конечно, не могла в полной мере ощутить вот этот путь матери - от страха за сына и полного непонимания, что и зачем он делает, до абсолютного принятия его позиции (что, впрочем, не отменяло страха и переживаний).

-7
-8

Ну и финальная сцена тоже выделена, конечно же!

-9

Аж перечитать захотелось!

Но продолжаем вспоминать школьную программу.

"Война и мир" Толстого была прочитана еще летом перед 10 классом. Но книгу то все равно на уроки надо было носить. Похоже, на ней я тестировала новые для себя художественные материалы.

-10

Удивительно, что мама не протестовала против порчи книг - видимо, вот это клеймо "книги для школы" мешало. А ведь это была моя любимая серия классики!!! И иллюстрации мне тут очень нравились!

-11
-12

В этой книге больше всего закладок (это их я показала в самом начале). Пометок тоже много. Но все по делу, ничего смешного нет.

-13

Зато сразу видно душевное, личное отношение к героям ))

-14

А вот в разборки "Отцов и детей" Тургенева я включилась со всей страстью пылкой юности!

-15

Спор с Павлом Петровичем прям весь исписан и подчеркнут!

-16

-17
-18

Тут, кстати, тоже иллюстрации прекрасные! Особенно мне вот эта, романтичная, нравилась.

-19

Особо зацепившие цитаты я жирненько обводила (спасибо, цветовыделители тогда еще из Китая не завезли )) Перестройка только начиналась.

-20

Личное отношение к героям выражено тоже со всей прямотой!

-21

Не, ну а чо она на Жорж Санд наезжает? Как я тогда любила "Консуэло"!!! Просто по кругу читала, не останавливаясь.

А вот эта закладка заинтриговала ))

-22

Ну он реально циник, конечно. Но чтоб это прям закладочкой к уроку отметить?

Оказалось, воооооон оно что!

-23

Странно, что не попалось на глаза любимое: Аркадий, не говори красиво!

Еще одна книга, послужившая моему литературному образованию.

-24

Я слышала нелестные отзывы, но картинкам удалось меня обмануть и я поверила, что это "про любовь"!

Рисунки В. Панова
Рисунки В. Панова

-26

Ну в крайнем случае - про дружбу!

-27

И никаких снов Веры Павловны - она бодра и свежа, хоть и задумчива.

-28

Выхваченные глазом фразы намекают, что стоит попробовать роман перечитать.

Кстати, тут подчёркивания и заметок на полях почти нет. Так, немножечко. Зато кое-что ручкой и прямо в тексте (((

-29

По ходу чтения оказалось, что любовь тут странная и большей частью - к труду (помните анекдот про 4 типа любви?)

-30

Вот удивительно. Издатели боятся лишний раз пиво упомянуть. А классику мы читаем спокойно. Или она тоже уже 16+?

-31

По законам кольцевой композиции с крупной формой закончим тоже Горьким.

-32

Ну тут у Сатина что ни реплика, то афоризм!

-33

Меня в школе очень удивило, что Горький считал Луку отрицательным персонажем. Мне он как раз симпатичнее всех.

-34

А вот к чему тут ноты, я так и не вспомнила...

-35

А из стихов больше всего досталось любимому Есенину. До него у меня любимым поэтом был Лермонтов. С Цветаевой я еще не была знакома.

-36

Тут я и с предисловием поработала.

-37

Вот эти значки - это явно что-то из институтской жизни.

-38

Это мое любимое стихотворение. В течении года я обычно очень скучала по нашей деревне. И дом с голубыми ставнями был как раз. А два года назад я попала в Константиново и узнала, что 1) дом с голубыми ставнями - это не дом Есенина, а дом священника, который был центром притяжения для Сергея и его друзей, 2) ставни не голубые, а белые - хотя часто они кажутся голубыми.

-39

Вот это стихотворение тоже любила. Благодаря фильму "А завтра была война".

-40

Это программное. Мы его даже учили, кажется.

-41

Это тоже для урока разметила.

-42

А вот Блок как новенький! Хотя с ним было связано огромное переживание.

-43

Учительница поручила мне подготовить и прочитать классу лекцию (она нас приучала к грядущей жизни в универе) про жизнь (а может и творчество - не помню) Блока. Я так переживала!!! И на подготовку был всего вечер. Но почему-то я не нашла ничего лучшего, как готовиться к этой лекции вместе с одноклассником.. Причем, я его позвала, видимо, на нервной почве. Мы до этого друг у друга в гостях бывали пару раз недолго и в большой компании. Да и даже не дружили близко. Нет, он мне правда помогал. Не помню подробностей, но утешал и поддерживал - точно. А мне хотелось не у уроку готовиться, а " Узник замка Иф" смотреть...

Но это я уже отвлеклась от книг.

Рассказывайте, как у вас складывалось с классикой из школьной программы! Мне очень интересно!