Найти тему

Поэзия Серебряного века в рок-музыке

Давайте немного издалека – о русском роке. В нашей стране рок стал продолжателем западной рок-музыки, у нас было создано множество кавер-версий иностранных хитов. А ещё русский рок впитал в себя фольклор (не только славянский, но и ирландский, к примеру), богатую традицию отечественной бардовской песни. Общепризнанным отличием именно русского рока считается его усиленное внимание к слову, к литературной стороне творчества.
Русский рок всегда претендовал на сложность понимания текстов, честность и бескомпромиссность. В отличие от популярной музыки он ставил неудобные вопросы и говорил о том, о чём предпочитали молчать. Ро́ковая песня часто получает напряжённый характер остросоциального протеста и принципиального нонконформизма. Так было в 80-х годах, начале 2000-х. И это роднит рок
с отечественной традицией художественного слова.

kartinkin.net
kartinkin.net

Некоторым рок-музыкантам полюбились произведения поэтов начала ХХ века. И такая подача стихотворений 100-летней давности актуализирует тексты и заставляет по-новому взглянуть на них.

В наше время широко известны такие композиции на стихотворения поэтов Серебряного века:

  • «Сурганова и оркестр» — «Я вернулся в мой город знакомый до слёз…» (Осип Мандельштам); не менее известно исполнение А. Пугачёвой.
  • Группа «Сплин» — песня «Маяк» (Владимир Маяковский «Лиличка!»)
  • Группа «Сансара» — «Письмо Татьяне Яковлевой» (Владимир Маяковский)
  • Монгол Шуудан – «Москва» (по стихотворению С. Есенина «Да! Теперь - решено. Без возврата…»)
    Группа «Чайф» – «Клён ты мой опавший» (С. Есенин)
  • Николай Носков – «Жираф» (Н. Гумилёв)
  • Группа «Кукрыниксы» - «Мне осталась одна забава» (С. Есенин)
  • «The Retusés» — «Письмо к женщине» (Сергей Есенин)

Кстати, у группы «The Retusés» есть композиции на другие стихотворения Сергея Есенина: «В этом мире я только прохожий», «Шаганэ», «Заметался пожар голубой».

Более подробно об этих исполнителях и композициях читайте здесь.

Некоторые из рок-исполнителей и музыкантов сейчас признаны инагентами. Но мне кажется, на их творчество это не должно распространяться. Качественные песни вполне можно послушать, даже если не разделяешь политическую позицию исполнителя. Вот как раз 2 исполнителя и их интересные композиции.

www.ebay.com
www.ebay.com

Noize MC - «Век-волкодав» (О.Э. Мандельштам)

Noize MC – сценический псевдоним Ивана Алексеева, известного как рэп-рок исполнителя с середины 2000-х годов. Музыкант неравнодушен к поэзии О.Э. Мандельштама. На стихотворение поэта «За гремучую доблесть грядущих веков…» создан клип и записан саунд-трек. Исполнение передаёт трагедию человека, попавшего в плен непростого времени.

За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых костей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
1931 г.

Вася Обломов - «Грубым даётся радость» (С. Есенин)

Вася Обломов – сценический псевдоним Василия Гончарова, поэта, музыканта, музыкального продюсера и вокалиста. Его группу «Чебоза» знают меньше, чем музыкальный проект «Вася Обломов». Его исполнение стихотворения Сергея Есенина притягивает приятным тембром голоса и хорошей музыкой, не мешающей воспринимать слова.

Начало стихотворения:

Грубым даётся радость,
Нежным дается печаль.
Мне ничего не надо,
Мне никого не жаль.
Жаль мне себя немного,
Жалко бездомных собак,
Эта прямая дорога
Меня привела в кабак.
Что ж вы ругаетесь, дьяволы?
Иль я не сын страны?
Каждый из нас закладывал
За рюмку свои штаны.
Мутно гляжу на окна,
В сердце тоска и зной.
Катится, в солнце измокнув,
Улица передо мной.
<…>

Лично я не всё в роке принимаю, не вся эта эстетика мне близка. Мне нравятся исключительно мелодичные вещи, в которых музыка помогает воспринимать слова, а не заглушает их. Что касается подготовки к ЕГЭ по литературе, то здесь не всё так однозначно. Да, на экзамене надо уметь выстраивать параллели по смыслу, теме и настроению. Но недостаточно один раз услышать: необходимо и читать, и выписывать эти строчки.

Но как первое знакомство – почему бы нет?

-3