В Китай-городе, отчасти замаскированный тем самым зданием Администрации Президента, которое выстроил Федор Шехтель, но все же видимый с пары точек Ильинского сквера и Варварки, стоит один древний храм. Я много раз хотел его рассмотреть поближе, но, как писал буквально вчера, даже не подозревал, что к нему можно подойти, минуя те самые КПП.
Тем более совсем рядом находится еще одна старинная церковь, огороженная забором, который на моей памяти всегда был закрыт – церковь Рождества Иоанна Предтечи у Варварских ворот.
Но вот наконец я миновал те посты и сумел рассмотреть спрятавшийся в правительственном переулке храм получше. Знакомьтесь, это…
…Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках
Она же – церковь Грузинской иконы Божьей Матери что на Варварке.
Храм выстроен в промежутке с 1628 по 1651 годы (точнее установить дату историкам пока не удается) в классической манере русского узорочья – и, как свидетельствуют специалисты, является фактически эталоном стиля. А как по мне, то кажется, этот храм является едва ли не предтечей стиля нарышкинского барокко, которому суждено было появиться очень скоро.
Как минимум, признано, что он является образцом для возведения многих храмов во второй половине семнадцатого века (7 фото).
Придет время, и о Москве напишет курляндский дворянин, дипломат и путешественник Яков Рейтенфельс:
«Москва, средоточие государства и священное местопребывание царей, по справедливости должна быть отнесена к числу величайших городов на земном шаре, ибо она в окружности имеет четыре германских мили и, окруженная стеною с десятью воротами, заключает в себе более 600 000 жителей. Климат в ней довольно мягок и местоположение весьма красивое; она поражает своими приблизительно двумя тысячами церквей, кои почти все каменные и придают городу великолепный вид. Этой внешней красоте немало способствует семь умеренной высоты холмов, на которых она отлого возвышается»
(Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии, 1905 год)
Храм этот построили в Китай-городе по инициативе ярославского купца Григория Леонтьевича Никитникова на месте сгоревшего в 1626 году деревянного, именовавшегося в честь Никиты-воина. Но построили не в традиционной ярославской манере – четырехстолпным, а в виде бесстолпного кубического четверика на высоком подклете, с рядами кокошников и пятью главами. Причем лишь только один, центральный барабан был световым, остальные же – глухие, без окон. А стены храма щедро украсили изразцами и белокаменной резьбой (7 фото).
Очень жалею, что, дважды пытаясь попасть в этот храм, оба раза заставал его закрытым. Хотя, говорят, службы в нем ведутся, и храм открыт – по крайней мере нижний его ярус, находящийся в подклете. Но пока мне так и не удалось рассмотреть его изнутри. А внутри он, как свидетельствуют, украшен драгоценными фресками, повторяющими голландские гравюры семнадцатого века на библейские сюжеты.
Кто являлся архитектором храма, к сожалению, так и неизвестно. Зато мы знаем, что в работе над интерьерами нового храма участвовали мастера Оружейной палаты Симон Ушаков (запомните эту фамилию, к ней я вернусь в следующей своей заметке), Яков Казанцев, Иосиф Владимиров и Гавриил Кондратьев – признанные царские изографы (6 фото).
Интересно то, что приделы храма расположены не симметрично относительно главного четверика, вопреки тому, как это делалось традиционно.
Небольшой по размеру южный придел храма освятили в честь Никиты Мученика, в который перенесли икону святого, спасенную при пожаре прежней деревянной церкви. В нем же позднее устроили фамильную усыпальницу устроителя храма.
Северный придел был посвящен Николаю Чудотворцу. К нему же примыкала трапезная и галерея.
А главной святыней всего храма стал список Грузинской иконы Божьей Матери, выполненный в память о спасении Москвы от морового поветрия. Копия той самой иконы, что персы захватили в 1622 году при нападении на Грузию, а позднее продали русским купцам, которые вывезли святыню в Черногорский монастырь, стоявший на Архангельской реке Пинеге.
В честь этой иконы в Троицком храме в 1904 году, после посещения храма царем Николаем Вторым, был освящен особый придел в подклете храма.
Но еще задолго до этого события храм получил свое второе название – храм Грузинской иконы Божьей Матери, что на Варварке. И уже много лет именно благодаря присутствию списка с этой чудотворной иконы...
...Переулок назывался Грузинским
Лишь в 1926 году переулок получил свое современное название.
Во время боев 1917 года храм очень сильно пострадал, а в 1920 году его и вовсе закрыли, хотя буквально несколько лет спустя решили устроить в нем обширную реставрацию. После восстановления, в 1934 году, храм передали Государственному Историческому музею.
В 1991 году храм решили вернуть верующим, а богослужения в нем возобновили с 2010 года, после восстановления. Вот только нужно следить за расписанием богослужений, чтобы в него попасть.
Я своих попыток не оставлю, и вскоре обязательно покажу, как этот храм выглядит изнутри!
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует...