Наверное, еще нужно какое-то время чтобы осмыслить просмотренное, но уже сейчас можно сказать, что сериал вышел, как минимум, хорошим, не без изъянов и своеобразных вольностей, но мы с вами попробуем во всем разобраться.
Справочная информация, для тех, кому нужно немного контекста
The Last of Us — это сериал, разработанный HBO на основе одноименной видеоигры. Шоуранерами проекта являются Крейг Мазин, наиболее известный своей работой над отмеченным наградами телесериалом «Чернобыль», и Нил Дракманн, сценарист и режиссер оригинала.
Действия разворачивается в мире, опустошенном смертельной грибковой инфекцией, которая превращает людей в зараженных, существ похожих на зомби. История рассказывает о Джоэле, контрабандисте с темным прошлым, и Элли, подростке, у которой может быть ключ к излечению от инфекции. Игру хвалили за захватывающий игровой процесс, повествование и эмоциональное исполнение.
Сериал охватывает события первой части и ее дополнения с добавлением сцен, вырезанным на этапе идеи или не получившим достаточного внимания при разработке. Педро Паскаль, известный по «Мандалорцу», сыграл Джоэла, а Белла Рэмси, известная своей ролью Лианны Мормонт в «Игре престолов», соответственно Элли.
Идею переноса игры на экраны вынашивали давно, практически с момента выхода игры. В одно время мог получиться блокбастер от Сэма Рейми с Мэйси Уильямс в роли Элли, но на одном из этапов проект спустили на тормоза. Спустя некоторое время после выхода Чернобыля, продюсеры HBO дали Крейгу Мейзину карт-бланш в выборе следующего проекта. Так как он был большим фанатом оригинальной игры, оставалось только уговорить ее создателям на новую попытку экранизации. По счастливому совпадению Нил Дракманн так же являлся фанатом сериала Чернобыль. Как говорится, все, что случилось дальше — история.
Впечатления от просмотра
Уже сейчас основными проблемами сериала называют смещение акцентов по отношению к таковым в игре. И нет, третья и седьмая серии, я говорю не о вас. Зараженных забывают после первой половины сезона, экшена не хватает, фокус с истории Джоэла и Элли сместился на второстепенных персонажей. Да и несмотря на то, что сами актеры отыгрывают отлично, взаимоотношениям главных героев не уделили достаточно внимания. А может с сериалом все хорошо и просто во мне говорит синдром утенка. Ведь первый раз игру я прошел в далеком 2013 году, когда, как мы знаем и трава была зеленее, и игры по 2499, и все в таком духе.
Не со всеми творческими решениями, экранизации я согласен, но могу представить почему они написали историю именно такой какой мы ее увидели. По большей части целевая аудитория сериала слабо знакома с первоисточником. Это пласт зрителей, который возможно никогда не поиграет в игру и тем более не будет смотреть на ютубе игрофильм. Они посмотрят сериал, получат порцию впечатлений и переключатся на другие истории. Малый процент зрителей захочет покупать консоль чтобы оценить все различия, о которых пишут в сети. Хотя не буду отрицать, что выход игры на ПК подгадали к финалу сезона как раз для такого процента.
К тому же мы не должны забывать, что игры и кино совершенно по-разному удерживают внимание зрителей и доносят свой посыл. Поэтому практически каждая сюжетная арка персонажей в сериале заканчивается для Джоэла простой мыслью, которую часто проговаривают вслух, а то вдруг не все поймут — чтобы оставаться человеком в этом мире и окончательно не сойти сума, тебе нужен другой человек, о котором ты сможешь заботиться и которого сможешь полюбить.
Куда делся весь экшн?
Хочу сказать сразу, мне не хватило больше действия в сериале и практически полное отсутствие зараженных во второй половине сериала вызывает вопросы, но давайте попробуем разобраться.
В игре зараженных ты воспринимаешь как усиленных противников, которые выступают препятствием для дальнейшего продвижения по сюжету, т. е. они хорошо работают в прогрессии самой игры, чтобы к концу приключения ты смог стать истинной машиной для убийств с пистолетами, снайперской винтовкой, огнеметом (!), кирпичами и коктейлями Молотова. Ты должен чувствовать прогрессию своего персонажа и, пройдя через все трудности, наглядно увидеть, что ты стал сильнее. Но это все еще игровые условности, потому что ты, как ни странно, играешь в игру. Сюжетно же обоснованы только те акты насилия, которые влияли на становление героев — в начале разбитый и просто существующий Джоэль, к концу, обретает свой смысл жизни.
С другой стороны, к просмотру сериала ты применяешь совсем другие требования, потому что ты СМОТРИШЬ на рассказанную тебе историю со стороны и можешь только либо согласиться с видением авторов, либо нет. Какие-то логические несостыковки бросаются в глаза гораздо охотнее. Как бы мы реагировали на сериал если бы помимо сюжетных сцен шоураннеры старались также дословно перенести весь экшн?
Что если бы экранный Джоэль каждую серию на верстаке мастерил ружья, читал бы все найденные записки и при любом удобном случае рылся в каждом шкафу? Нужно ли в каждой серии показывать, как Джоэль на кортах вырезает десятками всех противников? Как может подросток привязаться к маньяку с явными наклонностями к садизму? Будут ли ощущаться зараженные серьезной угрозой, если в каждой серии Джоэль будет расстреливать их без проблем, а щелкунов отвлекать кирпичами и затем закидывать коктейлем Молотова? В таком случае возникает резонный вопрос — почему все боятся щелкунов, если старый дед с ребенком их выносят тем, что собрали гав…оружие из подручных средств и палок? Зачем вы уделяете столько времени экшн-эпизодам, если у вас не хватает времени чтобы полностью раскрыть всю историю?
Я не могу представить финальную серию сериала, где Джоэль из огнемета палит во все стороны. Какой бы диссонанс это вызвало с учетом пройденного пути? В сериале же сместили акцент на внутренний конфликт персонажей, не перенося «геймплей» самой игры. Именно поэтому экшн, последних двух серий ощущается жестче, и ты понимаешь, на что может пойти Джоэль, когда он осознает, что может потерять Элли навсегда. Именно поэтому я принимаю творческий выбор шоураннеров.
Персонажи
С момента анонса много вопросов вызывал каст сериала. Интернет встретил назначение Педро Паскаля на роль Джоэля достаточно тепло (у него уже был опыт по заботе и доставке детей из пункта А в пункт Б), а Белла Рамзи в роли Элли еще долго будет вызывать споры по поводу несоответствия внешности игровому персонажу.
Для меня буквально после первой встречи главных героев отпали все сомнения, по поводу их химии. Они действительно понимают своих персонажей и хорошо отыгрывают свои сцены. К концу сериала ты веришь в их отношения. Даже начальное недовольство темнокожей Сарой испарилось после окончания первой серии. Да, у нее не так много времени на экране, но все свои сцены актриса отыгрывает хорошо и претензий к касту не возникает.
Вывод
Индустрия далеко не часто балует качественными и дорогими фильмами или сериалами по видеоиграм, которые могут найти отклик у обычного зрителя. Таких экранизаций, к сожалению, можно пересчитать по пальцам одной руки и то, с определенными оговорками. Возможно, сейчас Голливуд посмотрит на успех HBO и перестанет смотреть на экранизации игр как на легкие деньги, наплевав на качество и начнет относиться к переносу игр на большие экраны с бОльшим уважением к первоисточнику.
Понятно, что экранизация вышла не без минусов. Уверен, даже в таком проекте пришлось идти на множество компромиссов о которых мы скорее всего не узнаем. Время расставит все по своим местам, и мы еще ни раз поменяем свое отношение к сериалу, в сравнении с экранизациями, которые нас ждут в ближайшее время и особенно после выхода второго сезона. Но уже сейчас можно сказать, что как минимум эта попытка получилась интересной и создатели смогли нащупать ту формулу, которая оставит удовлетворенными как фанатов (или разозлит их еще больше) игры, так и новых зрителей.