Найти тему
Денис Ивлев

Храм в усадьбе Дубровка – неизвестное творение архитектора В.И.Беретти.

Спасский храм в с. Дубровка. Фотография Дмитрия Дворядкина, 1993 г.
Спасский храм в с. Дубровка. Фотография Дмитрия Дворядкина, 1993 г.

​«Русскому Палладио» архитектору Николаю Александровичу Львову приписывают многие замечательные работы, расположенные на территории бывшего Новоторжского уезда. В том числе его произведением долгое время считался храм Спаса Нерукотворного образа и главный дом со службами и парком в усадьбе Дубровка героя войны 1812 г. Никанора Михайловича Свечина, расположенной на территории современного Спировского района. Краевед В.В.Смирнов писал: «Нет сомнения в том, что при планировке парка в Дубровке использованы разработанные Львовым приёмы и принципы». А.П. Крылов и А.А. Крылова предполагали участие Н.А. Львова в проектировании усадьбы на основании наличия валунного погреба-ледника. Тот же вывод сделала и А.А. Калугина: «Ещё одна интересная постройка,отсылающая нас к творчеству Н.А. Львова – это каменный погреб пирамидальной формы в парке».Однако, погреб в Дубровке имеет обычную для усадеб и селений этой части бывших Вышневолоцкого и Новоторжского уездовполусферическую форму, что вовсе не является отличительной чертой архитектуры Н.А. Львова. 

Датировка постройки храма вызывала обоснованные сомнения в участии Н.А. Львова в качестве автора храма. Следуя этой логике, храм переходил в число работ мастеров «круга Н.А. Львова», приобретая подчас произвольные границы в степени такого определения. Так, А.А. Калугина «по совокупности стилистических признаков» приписывает проект храма Луиджи Руска.​

Главный дом в усадьбе Дубровка. Фото 1960-х гг. из архива Спировского краеведческого музея.
Главный дом в усадьбе Дубровка. Фото 1960-х гг. из архива Спировского краеведческого музея.

Усадьба Старая Дубровка или Дубровка принадлежала роду Свечиных с 1683 г. В 1777 г. имение находилось в совместном владении прокурора Егора Дмитриевича Свечина (1735- после 1777 гг., дядя Н.М. Свечина) и лейб-гвардии сержанта Ивана Михайловича Свечина (сводного брата Н.М. Свечина), а так же вдовы Марьи Тихоновны Свечиной (матери Н.М. Свечина). В конце XVIII в. усадьба перешла во владение поручику Михаилу Григорьевичу Свечину и генерал-лейтенанту Никанору МихайловичуСвечину. Последнему приписывалась главная роль в постройке Спасского храма, близ которого на старинном родовом некрополе он и был захоронен.

Надгробие Н.М. Свечина на своём историческом месте. Фото 1960-х гг. из архива Спировского краеведческого музея. Публикуется впервые
Надгробие Н.М. Свечина на своём историческом месте. Фото 1960-х гг. из архива Спировского краеведческого музея. Публикуется впервые

​Сведения о владельце усадьбы генерал-лейтенанте Никаноре Михайловиче Свечине исчерпываются данными историка Г.А.Мокринского в Русском биографическом словаре, незначительно дополняемые последующей краеведческой литературой. Родился он 3 июля 1772 г. в родовом имении – селе Дубровка и получил воспитание и образование сначала дома, а затем в Тверском благородном училище. На военную службу Н.М. Свечин поступил в 1791 г.сержантом лейб-гвардии Преображенского полка. 26 августа 1812 г. Преображенскому полку не пришлось принять непосредственное участие в сражении при Бородине. Полк находился в резерве, однако убийственный огонь неприятельской артиллерии нанес полку урон. Полк не дрогнул, не отступил с позиций. За проявленное мужество Свечин был награждён орденом Св. Анны II степ. 

​ В 1813 г. Никанор Михайлович участвовал в сражениях при Люцене и Бауцене. Награждён орденом Св. Владимира III степ. Проявил себя в боях при Гисгюбеле и Кульме. За лихую атаку под Гисгюбелем награжден орденом Св. Георгия IVстеп., а за Кульм – русским знаком Железного Креста. За сражение под Лейпцигом удостоен награды прусского короля – ордена Красного Орла II степ. Командуя бригадой в составе Александровского Ново-Ингерманландского полка, Н.М. Свечин отличился при защите селений Семальи и Классы и награждён орденом Св. Анны Iстеп. В 1826 г. за отличие по службе произведен в генерал-лейтенанты, в 1829 г. уволен по прошению в отставку.

​Из биографии Н.М. Свечина следует, что в Дубровке в 1812-1813 гг. он не находился, а принимал непосредственное участие в войне 1812 г. и Заграничном походе Русской армии. В документах Дубровского прихода на тот период имя Никанора Михайловича Свечина так же не упоминается. Строителем Спасского храма в с. Дубровка в Описи имущества храма назван «Господин Статский Советник Пётр Егоров сын Свечин». Храм описывался следующим образом: «Церковь каменная на каменном фундаменте в одиннадцать сажен длиною и в шесть сажен шириною. Стены всей церкви как изнутри, так и снаружи отштукатурены с лепною пониже карнизов работою в средней части храма. В этой церкви престол один во имя Спаса Нерукотвореннаго Образа. Пол в церкви площатый, в алтаре деревянный крашенный. Во всей церкви вообще 11 окон… На церкви одна глава крытая простым железом, вся вызолочена. Крыша на церкви железная на стропилах деревянных, окрашена зеленою краскою».

Спасская церковь в с. Дубровка. Вид с северо-запада. Фото автора, 2022 г.
Спасская церковь в с. Дубровка. Вид с северо-запада. Фото автора, 2022 г.

​Пётр Егорович Свечин упоминается в документах Дубровского храма в 1804 г., когда «октября 19 дня … просил, что б родителя его статского советника Егора Дмитриевича Свечина, скончавшагося здесь в Санкт-Петербурге октября 18 дня… предать тело земле Тверской губернии… в собственном селе его Дубровке, где предки его погребены». Родовое кладбище Свечиных располагалось к западу от существующей Спасской церкви. Некоторые из надгробий сохранились, как и валунная ограда некрополя. Среди могил так же к западу от существующей церкви располагалась деревянная Спасска церковь, построенная в 1704 г. Приход при храме имелся небольшой, всего 38 дворов, 84 души мужского пола, а из причта священник, дьячок и пономарь по 1.

​В апреле 1809 г. Пётр Егорович Свечин подал на имя Тверского архиепископа Мефодия прошение на построение «в вотчинном моём селе Дубровках» каменной церкви. В своём прошении П.Е. Свечин указывал, что «вновь каменную церковь построить дозволить по прилагаемому при сем плану и фасаду, а доколе оная выстроена не будет, старую оставить для священнодействия».

​План и фасад прилагался к прошению на построение того или оного храма, но обычно они были скопированы из типовых альбомов архитектуры. Лишь за редким исключением в церковных документах указывались авторы проектов. Для Дубровской церкви автор проекта указан в справке, приложенной к делу: «Представленный вышеписанным Господином Свечиным план с фасадом, как значит в адрес календаре на 1809 г., засвидетельствован находящимся в комиссии о построении Биржи и обложения Невскаго берега камнем архитектуры помощником Викентием Ивановичем Беритти».Этот немаловажный факт участия столичного «архитектуры помощника» Беретти указан так же и в заключении по делу Тверской духовной консистории. Последняя, тщательно исследовав все обстоятельства дела о постройке, постановила: «план, по которому строение церкви производство имеет, засвидетельствован архитектуры помощником, то на место деревянной церкви вновь каменную во имя Спаса Нерукотвореннаго образа Господину Свечину собственным его коштом на основании указа 1770 г. декабря от 10 дня строить позволить можно».

Документ с упоминанием В.И. Беретти. ГАТО. Публикуется впервые
Документ с упоминанием В.И. Беретти. ГАТО. Публикуется впервые

​Церковь решено было построить, как рапортовал Новоторжского собора протоиерей Георгий Иоаннов, на восток от существующей деревянной церкви в шести саженях. Дворовый человек Свечина староста Платон Силин указал, что это место владелец уступает «в вечное владение» церкви. 28 июля из Твери последовала храмосданная грамота, а 28 августа план и фасад высланы благочинному погоста Поведи священнику Григорию Андрееву.

​В 1812 г. строительство храма завершилось.«Сия церковь с благословения Преосвященнаго Мефодия Архиепископа Тверскаго и Кашинскаго вся в одно время выстроена в 1812 г.», - писали священники в описи храма. В том же документе дано обстоятельное описание интерьера и икон храма, позволяющее восстановить недостающие детали интерьера Спасского храма: «На Горнем месте снятие Спасителя со Креста живописного письма в резной позлащенной раме… Иконостас деревянный с резьбою по гладким местам окрашенный белою краскою вызолоченный в три яруса сделан на иждивением Статского Советника Петра Егорова сына Свечина в 1812 г. Царские двери резные, вызолоченные с шестью образами… Справа Спас Нерукотворенный писанный на меди с серебряным вызолоченным венцом, над ним образ Рождества Христова, внизу дощечка с надписью: «Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите». Слева Смоленская Божия Матерь на меди с серебряным позолоченным венцом. Венец сей вместе с иконою пожертвован храмосдателем Петром Свечиным. Над ним Рождество Божией Матери. Внизу железная дощечка с надписью: Покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих».

Интерьер храма в с. Дубровка. Фото автора, 2018 г.
Интерьер храма в с. Дубровка. Фото автора, 2018 г.

​В местном ряду иконостаса имелись двери справа с изображением Архистратига Гавриила с чашей Нового Завета и слева Моисея «изображающего Ветхий Завет», иконы св. преп. Александра Свирского с житием и образ Бавыскинския Божия Матери. Второй ярус имел четыре круглых образа Еванелисов Иоанна и Марка справа, Матфея и Луки слева. Третий ярус – образ Тайной вечери и рядом апостолы Павел и Ангел резные живописные справа и слева – Пётр и Ангел, так же резные и живописные. Над Тайной вечерью живописный образ Воскресения Христова «к самому кумполу».

​Среди вкладов в ризницу храма отмечены евангелия 1796 г. от Петра Свечина и 1763 г. от Марьи Тихоновой Свечиной, а так же два серебряных ковчега для Св. Таин, дароносица и крест серебряный от Петра Свечина. На колокольне имелось пять колоколов, самый большой из которых 29 пудов и 8 фунтов, пожертвован П.Е. Свечиным в 1812 г., а второй в 12 пудов и 23 фунта отлит в 1768 г. на средства Евдокии Свечиной.

Роспись купола Спасского храма в с. Дубровка. Фото автора, 2018 г.
Роспись купола Спасского храма в с. Дубровка. Фото автора, 2018 г.

Прошение на освящение храма последовало от Петра Егоровича Свечина 23 июля 1813 г. В нём он испрашивал благословения на освящение храма «на старом антиминсе из деревянной церкви Новоторжскому архимандриту Никанору».Благочинный с. Поведь священник Григорий Андреев при своём рапорте приложил так же опись храма, указывая, что новая церковь украшена иконостасом «резной искусной работы, богатой, позлащенной червонным золотом, в нем образа живописные, самаго лучшаго мастерства». Кроме того, он отмечал: «Во втором поясе над сиянием Тайныя вечери в верху оной образ Воскресения Христова, по сторонам коих Вознесение и Преображение Господня, два Ангела и шесть апостолов. Пред Тайною вечерью паникадило бронзовое, вызолоченное, чрез огонь, убранное хрусталём с 18-ю подвечниками».

​Освящение храма состоялось 16 августа 1813 г. на антиминсе, священнодействованном Тверским епископом Тихоном в 1789 г. Торжество освящения возглавил Новоторжского Борисоглебского монастыря архимандрит Никанор. На момент освящения настоятелем храма являлся священник Спиридон Степанов, 41 год, при храме служили дьячок Иван Ермолаев, 31 года и пономарь Ипполит Иванов, 20 лет.

Судьбу старого деревянного храма решили в 1819 г. П.Е. Свечин просил разобрать деревянный храм для обжига кирпича для ограды. Разрешение последовало 22 февраля 1819 г. В описи 1847 г. упоминается ограда, а так же деревянная часовня с иконой Святителя Николая в старинном вызолоченном киоте и вмч. Димитрия Солунского, очевидно, поставленная на месте престола разобранного храма.

История строительства Спасской церкви с. Дубровка проливает свет на имя архитектора храма – Викентия Ивановича Беретти (1781 – 1842 гг.). О нём известно следующее: русский архитектор, академик архитектуры (1809), профессор Петербургской Академии художеств (1831-1837), главный архитектор Университета Святого Владимира в Киеве (1835-1842), коллежский советник (1837). Сын уроженца Италии Джованни Беретти, переехавшего в Россию в 1780-е. Сын Александр - также известный архитектор. В последние годы своей жизни он работал и умер в Киеве. Среди церковных построек Беретти исследователи отмечают перестройку церкви вмч. Пантелеимона в Санкт-Петербурге (1834-1835 гг.), а так же церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Волковом единоверческом кладбище (1813-1818 гг.). 

На основании имеющихся документов и Спасскую церковь в с. Дубровка возможно отнести к числу творений архитектора В.И. Беретти, дополнив тем самым список его работ. Имя архитектора в своих исследованиях упоминаетСпировский краевед В.В. Смирнов, однако, не даёт ему интерпретации и не делает вывода об авторстве проекта храма. 

В документах Тверской духовной консистории имена известных архитекторов таких как Н.Н. Легранд (Спасо-Георгиевский храм в с. Млёво) и К.И. Росси (храм Рождества Иоанна Предтечи в с. Ивановское-Овсеево) составлявших представленные на рассмотрение епархиального начальства проекты подчёркивались всегда особо, что было своеобразным знаком качества. На основании анализа этих источников возможно провести аналогию и с упоминанием в документах имени В.И. Беретти и сделать вывод о его авторстве в проекте Дубровской церкви. Таким образом, Спасский храм в Дубровке является самой ранней известной работой Беретти и позволяет судить об эволюции его творчества и поиске собственного стиля в архитектуре.

Этот факт так же позволяет шире взглянуть на архитектурный ансамбль усадьбы, критически переосмысляя и факт его атрибуции Н.А.Львову, предпринятой А.В.Татариновым  на основании особенностей внешнего сходства главного дома с домом в Никольском-Черенчицах. Сомнение в допустимости подобного подхода высказал В.В.Седов, верно подметившего, что «формы и детали говорят о работе робкого мастера, имеющего дело с устоявшейся схемой стиля, который он воспроизводит не в полном объеме, с изъятиями и искажениями». Это мнение разделяет и архитектор-реставратор А.А.Калугина.

Главный дом в усадьбе Дубровка. Фото автора, 2018 г.
Главный дом в усадьбе Дубровка. Фото автора, 2018 г.

Очевидная типизация объема и механического развития очевидного львовского прототипа указывает на руку провинциального мастера. Эта особенность позволяет нам сделать предположение, что таковым вполне мог быть известный тверской губернский А.А.Трофимов к числу работ которого относятся Церковь Иконы Божией Матери Владимирская на погосте Стерж в д. Новинка 1807-1822 гг., Первоначальный облик Богоявленского собора в Вышнем Волочке 1810-1814 гг. и Церковь Вознесения Господня в Дудино 1826-1838 гг. (совместно с И.Ф. Львовым). Особый интерес для нас представляет ещё одна работ архитектора - Церковь Иконы Божией Матери Смоленская в Алабузино 1808-1816, в которой столь же сходным образом, как и в усадебном доме в Дубровке, цитируются архитектурные мотивы работ Львова – его собственного дома и массивного барабана Борисоглебского собора, объединённых в одно целое. 

Подобное комбинирование объёмов позволяет качественно оценить разницу между усадебным домом в Дубровке, датируемого В.В.Смирновым 1820-1830-ми гг., и храмом, построенным в 1809-1813 гг. В храме по проекту В.И. Беретти достигнут баланс между пластической цельностью и декоративной лаконичностью, присущий александровскому ампиру. Эти достоинства ранее послужили основанием для атрибуции храма руке современника Дж. Кваренги - Л. Руска, работавшего в России с 1783 по 1818 г. Тем не менее, подобное предположение едва имело под собой основания, за исключением его возможного участия в строительстве дома в усадьбе Знаменское-Раёк Глебовых-Стрешневых, авторство которого отведено Н.А.Львову.

Установленное имя автора проекта храма Спаса Нерукотворного в Дубровке позволяет существенно изменить место этого архитектурного памятника в контексте русского искусства и исключить его из числа произведений т.н. «круга Н.А.Львова»существенно меняя ракурс для дальнейших поисков исследователей.