Ключевые моменты:
- Пассивное и пассивно-агрессивное поведение расстраивает других.
- Копинг требует различать пассивное и пассивно-агрессивное поведение.
- Использование представленных инструментов восстановит некоторый контроль тем, кто имеет дело с пассивным и пассивно-агрессивным поведением.
Пассивное поведение расстраивает других, мешая им эффективно добиваться целей, не принимая решений и не действуя. Разочарованные люди чувствуют себя беспомощными, поскольку они ждут пассивных людей, которые не реагируют своевременно или вообще не реагируют. Предлагаются три инструмента, которые вернут чувство силы или свободы воли тем, кто имеет дело с пассивными людьми.
Пассивный против пассивно-агрессивного:
Пассивные люди — последователи. Им не хватает уверенности в принятии решений и они боятся совершать ошибки. Часто их парализует страх, когда необходимо принять решение, и они становятся неспособными действовать. Эти люди также изо всех сил пытаются инициировать действия или деятельность. Они ждут, пока другие определят стратегию, которая побудит их к действию. Как только другие начинают действовать, они часто могут функционировать адекватно.
Пассивно-агрессивное поведение возникает, когда люди намеренно не делают того, что от них ожидается, чтобы манипулировать или наказывать других. Примеры включают отказ забрать кого-то, кто ожидает поездки, или не убирать за собой в местах общего пользования.
Пассивное, а также пассивно-агрессивное поведение заставляет других ждать, пока эти люди примут решения, поднимут их, уберут за собой и т. д. Это лишает сил и расстраивает. Предлагаемые ниже инструменты позволяют людям, имеющим дело с пассивными людьми, вернуть контроль над ситуацией.
Пассивная Даша*
Несколько недель назад Сергей попросил свою подругу Дарью поехать с ним в отпуск. Даша проявила некоторый интерес, но сказала, что ей нужно подумать об этом и она вернется. Две недели спустя Сергей так и не получил вестей от Даши. У них состоялся следующий разговор.
Сергей: Даша, мне нужно знать, поедешь ли ты со мной в отпуск или нет.
Даша: Я все еще думаю об этом.
Сергей: Мне надо договориться на работе и забронировать отель.
Даша: Я перезвоню тебе.
Сергей: Я спрашиваю тебя в третий раз.
Даша: Прости.
Сергей чувствует себя беспомощным и разочарованным. Он чувствует, что не может строить свои планы, пока не получит ответ от Даши, и боится, что к тому времени, когда Даша ответит, может быть слишком поздно принимать меры.
Инструмент по умолчанию:
Инструмент по умолчанию включает в себя создание заявления, которое устанавливает ограничение по времени для ответа и определяет отсутствие ответа как утвердительное заявление. В приведенном выше примере использование Сергея инструмента по умолчанию может звучать так:
Сергей: Если я не получу от тебя вестей до вечера субботы, я буду считать, что ты не приедешь.
Используя инструмент по умолчанию, Сергей теперь заставил Пассивную Дарью ответить к субботе, рассматривая ее отсутствие ответа как отрицательный. Когда этот инструмент используется с пассивно-агрессивным поведением, это может привести к конверсии в агрессивное поведение. Это показано в следующем диалоге.
Пассивно-агрессивный Олег*
Дима попросил своего друга Олега забрать его после работы и отвезти на прием к врачу. Он был обеспокоен тем, что несколько месяцев назад Олег согласился одолжить Дмиртию машину, а затем, в последнюю минуту, отказался сделать это, потому что он был зол на Диму за то, что он забыл о своем дне рождения на прошлой неделе.
Дима: Олег, могу я рассчитывать, что ты заберешь меня завтра с работы?
Олег: Ты уже спрашивал меня об этом.
Дима: Я знаю, но я не чувствую, что получил от тебя конкретного ответа.
Олег: Я сказал, что сделаю все возможное.
Дима: Если я не получу от тебя ответ до завтрашнего утра, я буду считать, что ты не сможешь приехать.
Олег: Почему бы тебе просто не предположить, что я не успею сейчас, и не вызвать такси?
После этого ответа Дима может прийти к выводу, что в будущем будет проще просто вызвать такси и не спрашивать Олега.
План "Б"
Если вы должны предложить кому-то с пассивно-агрессивными наклонностями возможность помочь вам, у вас должен быть запасной план на случай, если он не появится. Это план Б. Дмитрий должен убедиться, что его мобильный телефон заряжен и что у него есть учетная запись Uber на случай, если Олег не появится. Имея дело с пассивно-агрессивным человеком, всегда имейте хотя бы один запасной план и будьте готовы его использовать.
Противостояние.
Когда вы находитесь в близких отношениях с кем-то с пассивно-агрессивными тенденциями, например, когда вы должны жить с этим человеком, конфронтация может быть полезным инструментом. Цель конфронтации состоит в том, чтобы преобразовать пассивно-агрессивный акт в обсуждение агрессии, чтобы трудность могла быть решена посредством обсуждения, а не поведения. В следующем примере Рита упрекает свою дочь Вику в том, что она не убирает в своей комнате.
Сварливый Вика *
Рита: Вик, убедись, что у тебя в комнате чисто, прежде чем уйти сегодня вечером.
Вика: Я сказала, что уберусь.
Рита: Да, ты говорила это несколько раз в последнее время, но так и не сделала.
Вика: Есть вещи, которые ты тоже не сделала.
Рита: Что ты имеешь в виду?
Вика: Я уже взрослая, а ты относишься ко мне как к маленькой.
Рита: Взрослые убирают за собой.
Вика: Взрослые могут жить со своими парнями.
Рита: Взрослые обсуждают то, что их злит, вместо того, чтобы держать это в себе.
Вика: Что ты имеешь в виду?
Рита: Приберись в своей комнате, а потом мы поговорим о твоих чувствах к парню.
Если Рита поддастся на отыгрывание поведения Вики, Вика продолжит отыгрывать, даже когда она не добивается своего. Если Вика согласится убраться в своей комнате и вступить в дискуссию, Рита должна попытаться удовлетворить желание Вики быть ближе к своему парню таким образом, чтобы это удовлетворило родительские опасения Риты.
Чтобы эффективно справиться с пассивным и пассивно-агрессивным поведением, необходимо провести различие между ними и выбрать инструмент, наиболее подходящий для конкретной ситуации.
Автор: Сергей Галузин