Разбирая архивы, вспоминаем, как мы вместе с двумя слепыми девушками пробовали найти работу. В тот день в Екатеринбурге проходила ярмарка вакансий для людей с ограниченными возможностями.
По закону в России любая крупная компания (более 100 сотрудников) обязана иметь места для инвалидов. Теоретически отказать человеку с ограниченными возможностями в трудоустройстве предприниматель не имеет права, практически же найти работу для инвалида оказывается куда сложнее. На ярмарке вакансий для инвалидов это понимаешь особенно четко.
На первый взгляд и работодателей, и вакансий — много: череда столиков с табличками, на которых указаны названия работодателей, тянется по периметру всего зала КОСК «Россия». Среди них вполне солидные компании: «Газпром Трансгаз Екатеринбург», «ИКЕА», СКБ-банк, «Мегамарт»… Настороженно осматриваюсь вокруг.
Вдруг меня что-то задевает сзади. Оборачиваюсь — две девушки с тростями для слепых. Это они тростью случайно меня задели, ощупывая путь вперед. Я, оказывается, стояла прямо посреди дороги. Почувствовав препятствие впереди, они разворачиваются, нащупывают стол и спрашивают у девушки:
— Что здесь?
— Здесь ярмарка вакансий, — отвечает она и пытается устно обрисовать ситуацию. — За моим столом вдоль идут столы других работодателей. Поочередно подходя к каждому, вы можете узнать, какие вакансии они представляют.
— А вакансии массажиста или педагога есть?
— У нас в компании нет, к сожалению, а дальше — не знаю.
Вижу, что девушки немного растерянно продвигаются дальше. Где-то у стола очередь, где-то нет консультанта на месте… Предлагаю свою помощь:
— Давайте я вас проведу вдоль столов и прочитаю названия компаний. Если вас что-то заинтересует, остановимся.
— О, это было бы здорово!
Девушки берут меня под руки, и все вместе мы идем. Кондитерская фабрика «Сладко», тут требуются укладчики и упаковщики — проходим. «ИКЕА»: тут ищут поваров, кассиров и продавцов, но моих спутниц взять не могут: чтобы общаться с покупателями и овладеть техникой, нужно видеть. В банке тоже подходящих вакансий для незрячих нет. Топливно-заправочная компания «Кольцово», «Почта России», транспортная компания Lorry… Так мы обходим все стойки.
Останавливаемся лишь один раз, напротив стола Центра реабилитации инвалидов. Девочкам это заведение знакомо давно. Спрашивают, нет ли каких-то новых вакансий. Пока нет. Только если на период летних отпусков подменить кого-то.
— Всех обошли? — расстроенно спрашивает меня Женя, когда я останавливаюсь.
— К сожалению, да.
Сегодня они уходят отсюда без работы. А девочки, между тем, весьма ценные кадры! У Жени — медицинское образование, она специалист по детскому массажу и массажу для взрослых, да еще и с немалым опытом работы.
Лена вообще умница: у нее уже два образования — педагогическое и медицинское. Она закончила бакалавриат педуниверситета по специальности «специальная психология», сейчас учится в магистратуре и уже может работать педагогом, который обучает детей с нарушением зрения. Параллельно учится в медучилище. А еще получила сертификат специалиста телефона доверия, как психолог. Сейчас активно ищет работу. Если честно, я мало знаю зрячих и здоровых людей, которые столько всего успевают. И становится даже немного стыдно, что на второе высшее все никак не соберусь и порой себя жалею и жалуюсь то на нехватку времени, то на здоровье, то на погоду — только повод дай.
Женя рассказывает, что раньше работала массажистом в частном салоне. Уволилась — слишком далеко ездить приходилось, а это непросто. Но работодатель отпускать не хотел.
— Что сейчас делать будете? — спрашиваю.
— В интернете посмотрим вакансии, — отвечают девушки.
— Это как? Там же нужно читать, — девушки улыбаются, видимо, не впервой объяснять уже очевидные для них вещи.
— Есть такая специальная программа, которая все, что написано, воспроизводит, проговаривает, — объясняет Лена. — И телефоны говорящие есть. Я без проблем могу номер записать в телефонную книгу или имейл, а потом найти, и не только это. В городе ориентироваться помогает навигатор. Мы на самом деле почти все можем делать, только немного по-другому, не так, как вы.
— А с документами как поступаете? Трудовой договор, например, как подписываете?
— Я прошу, чтобы мне руку поставили туда, где расписаться нужно.
— А вы уверены, что вы подписываете не белый лист, что там в договоре написано именно то, на что вы с работодателем договорились?
— Доверяем обычно. Еще, слава богу, никто не обманывал. В крайнем случае всегда можем простого прохожего попросить прочитать или дома отсканировать, а программа проговорит. Но это крайний случай, никогда еще так не делали. Я вот, если честно, только с кредитами опасаюсь. Пока не приходилось брать, но я и не собираюсь — страшно, что там в этих многостраничных документах пропишут.
Пока мы говорили, в другом конце зала началось шоу слепых поваров. Ведущий зазывает всех желающих попробовать с завязанными глазами приготовить себе бутерброд.
— У нас каждый день дома такое шоу. На самом деле это не так уж и сложно, — смеются девчонки. — Но девушка, которая сейчас выступает, Римма, молодец. Она потеряла зрение уже взрослая. Обычно людям сложно перестроиться, принять свою слепоту и радоваться жизни — такой, какая она есть. Но у нее получилось. Это исключение, редкость. Пожалуй, только Олег Колпащиков яркий пример. Для всех нас пример тому, что можно жить и вслепую. Хорошо жить.
— Я бы тоже хотела людям помогать, — говорит Лена. — Я могу работать педагогом, который помогает слепым деткам ориентироваться в мире. И психологическое образование у меня есть, чтобы родителям помочь, чьи дети родились слепые или ослепли. Они очень часто теряются и просто не представляют, как себя вести.
Справа от нас — еще один мастер-класс. Молодой человек плетет из бумажных полосок разные корзиночки. Как объяснить то, что происходит, девушкам — я даже не знаю.
Приглашает окружающих присоединиться, но те мотают головами: «Нет, у нас так не получится».
С нами, у кого возможности не ограничены, почему-то всегда так. Сами выставляем себе ограничения: не смогу, не буду. Выходит, что и мы — с ограниченными возможностями, по своей собственной воле.
Несмотря на то, что для моих случайных подопечных мы так и не нашли работу на ярмарке, они не жаловались. Много улыбались и шутили. Вообще за все время, пока я была на выставке, не услышала ни одной жалобы от инвалида. Они просто приходят и делают. По крайней мере пытаются.
— Вы звоните, если вдруг вакансии увидите, — прощаются со мной девушки. — Или СМС пишите и письма на электронку, у нас специальная программа все прочитает, не бойтесь и не смущайтесь!
P.S.: Лена и Женя, я знаю, что сейчас вы прослушиваете этот репортаж с помощью специальной программы, потому что выслала вам ссылку на электронную почту. Так вот, я хочу, чтоб вы знали: вы обе — очень большие молодцы. И у вас все получится.
Фотографии: Дмитрий Горчаков; Текст: Мария Демидова