Только-только отшелестели предваряющие визит лидеров двух стран статьи, остыли стулья теплого приёма, отзвучали дружеские прощальные слова. И хочется заварить зелёного чаю покрепче, сесть в любимое кресло и попытаться трезво оценить, в каком мире теперь мы живём.
Не будучи вхожим за закрытые двери и не имея даже догадок о тех проблемах, которые там обсуждались помимо протокольных, могу позволить себе высказать диванное мнение.
Впрочем, оно не изменилось за эти годы: дружба с Китаем для нас опасна. Не сильно опаснее дружбы с западом, которую мы так искали. Отличие лишь в том, что "запасные друзья" кончились. И мы не сможем в случае ссоры снова просто развернуть свою избушку в другую сторону.
Но почему я противоречу мейнстриму, поющему оды российско-китайскому сотрудничеству? Посудите сами.
Наш разворот на восток оказался вынужденным. Это не мы, это - нас заставили отвернуться от Европы, где, при всей сложности внешней политики, мы, всё же, имели более выигрышное положение, будучи партнёром и запада, и востока. Но нас "отвернули" от запада, и оставили глядящими восток. В который мы тут же начали всовывать свои трубы с энергоресурсами.
И в этом наша отложенная смерть.
Продавая Китаю энергоресурсы, мы одновременно невольно замкнулись на покупке товаров этого самого Китая. Произошла ужасная вещь: мы стали компенсировать Китаю покупку наших энергоресурсов, затраты на которые среди прочего присутствуют в себестоимости китайских товаров, которые мы вынужденны покупать. Таким образом Китай покупает у нас полено, делает из него Буратино и продает нам обратно уже по цене человека. Интересно, как скоро мы разбогатеем на такой "взаимовыгодной" торговле?
Никогда. Это сценарий мягкого удушения России в дружеских объятиях Китая.
И не считая конченным глупцами тех, кто это с Россией провернул, надо ужаснуться эффективности их плана.
Теперь Китаю, в общем-то, всё равно по каким ценам покупать у нас сырьё - мы сами же компенсируем ему эти издержки.
Но это всё я знал и раньше. Что же изменилось после визита Си Цзиньпиня в Москву?
Мы стали ещё большими друзьями. Нарочито громко объявив это миру. И посыл западу, в общем, понятен. Торжествующий смех: "Изоленты не хватило!" и хитрый прищур: "Китай стронг!"
Китай проводит свою политику глобализма. И Россия согласилась в ней участвовать. Таким образом Китай воспользовался нашей дружбой, а мы как всегда действуем по впитанному с молоком матери: "сам погибай, а товарища выручай". Интересно, есть ли китайский аналог этой поговорки? Сомневаюсь, что в понятие "дружба" мы вкладываем одинаковый смысл. Русскому вообще опасно дружить с иностранцами - они этим пользуются, а мы потом разочаровываемся.
Чем плох китайский глобализм? Ну, кроме очевидной опасности ассимиляции, китайский глобализм тянет нас назад в совсем недавнее сытое прошлое. В котором всем было хорошо и комфортно. Китай играет на наших чувствах патриотизма и справедливости, говоря о главенствующей роли ООН, международного права - всего того, что мы знаем и любим, это ведь по сути наше детище, результаты Великой Отечественной войны, Нюрнберга. На которые мы рефлексируем так сильно, что не замечаем приложенного к этому вчерашнего экономического порядка, при котором Китай набирал обороты, эксплуатируя изъяны международной капиталистической модели хозяйствования. Выступая как мегакорпорация, Китай получил конкурентное преимущество над менее организованными игроками рынка и в результате настолько усилился, что начал скупать предприятия глобальных конкурентов. Думаю именно этот процесс заставил коллективный запад целенаправленно разрушить отлаженный механизм международной торговли, ввести нелегитимные рестрикции, заградительные меры и прочее. Иначе бы Китай всё просто бы скупил.
Имея в виду вышесказанное, легко предугадать как поведет себя коллективный запад по отношению к китайской инициативе глобализма. Он по традиции джентльменов, которую нельзя не учитывать имея с ними дела, просто перевернет доску, на которой начал проигрывать. То есть конфронтация между западом и востоком с примкнувшей к нему Россией будет только усиливаться. И Россия, имея пропасть с западной стороны, а с восточной - принципиальное экономическое превосходство Китая, окажется в весьма затруднительном положении. Потому что Китай обратит это свое преимущество в получение от России всего, что ему заблагорассудится: энергетических ресурсов, технологий вооружения, людских ресурсов, территорий в конце концов. Пресловутая взаимовыгодность со временем начнет напоминать процесс обмена нажитого непосильным трудом на бесценный дар неотнятой в подворотне жизни. Под всем этим мы только что подписались поддержав китайские инициативы глобализма. Которые, впрочем, не совсем китайские - они скопированы с американских, только вместо доминирования доллара - доминирование юаня. Мы поменяли шило на мыло в последний раз. Больше меняться не с кем и не на что. Если только...
Если только Россия не вывернется из-под монополии капиталистической парадигмы хозяйственных отношений. Но до осознания этой необходимости, увы, ещё не пройдена до конца дорога разочарований.