Лиза раскладывала квитанции по почтовым ящикам, когда к ней неожиданно подошла пожилая соседка с третьего этажа Ирина Максимовна. Положив руку на плечо, она со вздохом произнесла:
-И достается же тебе, бедная.
-Да, ничего, я справляюсь, - кивнула Лиза, - сейчас только еще два подъезда обойду и работа закончена.
-Крутишься, как белка в колесе, - продолжила жалеть соседка. – Сколько же у тебя этих подработок?
-Всего три, - спокойно ответила Лиза, - основная работа на заводе, потом уборка в частном доме и вот, разношу квитанции.
-Горе какое, что муж твой оказался сволочью, бросил троих детей и живет в свое удовольствие.
-Я и не думаю об этом, Ирина Максимовна, - махнула рукой Лиза. – Главное, что все живые и здоровые. Остальное приладится, как любила говорить моя покойная бабушка.
-Мудрая она у тебя была, наверное, тоже жизнь медом не казалась.
-Ну да, дед ушел из семьи и тоже оставил бабушку одну с детьми, - покачала головой Лиза. – Даже представить боюсь, как она управлялась по хозяйству. Ладно, я с детьми живу в квартире, благоустройство как-никак, а ведь она ютилась в небольшом доме.
-Во-во, тут тебе и дрова наколоть, и воды принести и печь протопить, - стала перечислять соседка, загибая пальцы правой руки. – Жила я в таких условиях, пока не получила квартиру. Успела запрыгнуть в уходящий поезд, как раз перед развалом союза.
-Да, были времена, - тяжело вздохнула Лиза, - ну ладно, спасибо, что уделили время, пойду и остальные квитанции закину.
Ирина Максимовна покачала головой, глядя ей вслед. Все в доме знали, как тяжело Лизе приходится, и поэтому по возможности помогали кто чем мог и у кого, что было. Ее дети были любимцами всего двора, им старались уделять больше внимания.
Старшие сыновья Женя и Олег ходили в школу, во второй и третий классы соответственно. Маленькая же Дарья еще посещала садик, но уже готовилась к тому, чтобы пойти учиться. Она вдохновлялась успехами братьев и постоянно говорила маме, что будет прилежной и умной ученицей.
Раскидав по почтовым ящикам остатки квитанций, Лиза пришла домой. В квартире было как-то тихо. Ей даже показалось, что дети уснули, но зайдя в комнату, она увидела, что старший сын Олег читает всем сказку. Интересно было наблюдать за тем, как он медленно проговаривал каждое слово.
Прислонившись к двери, Лиза тихонько заплакала. Все ее счастье заключалось в детях, и она не представляла для себя другой жизни, несмотря на то, что приходилось порой нелегко. Помощь соседей и редких родственников, конечно, была неоценима, но это являлось всего лишь подспорьем.
Если бы Лиза опустила руки после предательского бегства мужа, то было бы еще хуже. Но ей хватило выдержки, чтобы не впасть в депрессию и не уйти в запой и все благодаря тому, что она в полной мере осознавала свою ответственность перед детьми. Кстати, муж как бросил ее, так и пропал, не знали, где он находится, чтобы затребовать алименты.
-Всем привет, идемте ужинать, - наконец произнесла Лиза, успев вытереть слезы.
-Мама, мамочка, мы скучали, - дети повскакивали и подбежали к ней, обнимая и одновременно целуя.
-Я тоже соскучилась, родные, - Лиза прижалась к ним и расцеловала, вдыхая до боли знакомый и приятный запах.
Так могли пахнуть только самые близкие люди. Даже можно сравнить с тем, когда находишься рядом с любимым и не можешь им надышаться. Кажется, что ничего нет слаще, чем его запах. Никакие духи и дезодоранты не идут в сравнение.
-Сначала руки мыть, потом за стол, - скомандовала Лиза.
И пока дети полоскались в ванной, она разлила им овощной суп по тарелочкам. От него исходил пар, а тем временем закипал чайник и тут же, появились три одинаковые чашки.
-Вот молодцы, а теперь берем ложки и налегаем на суп, - весело подзадорила Лиза детей.
-Мам, а как же ты? – взволнованно спросил сын Женя.
-Я потом, пока вы кушайте, - махнула рукой Лиза.
-Нет, давай вместе с нами, - Женя отодвинул тарелку и взял маму за руку. – Ты так много работаешь, что совсем о себе не думаешь.
-Да, мама, есть, так сразу всем, - кивнул в знак согласия Олег.
-Ура! Мама будет с нами кушать, - добавила маленькая Дарья.
Пришлось Лизе и себе наполнить тарелку супом. Она впервые садилась ужинать вместе с детьми. Обычно сначала детей кормила, а потом, когда они ложились спать, уже и сама трапезничала. И все потому, что старалась на себе экономить, чтобы им больше досталось.
Налив немного супа, Лиза села возле подоконника. Увидев крошечную порцию, Женя возмутился:
-Мама, ешь нормально, а не как воробушек.
-Ну хорошо, сейчас подолью, - улыбнувшись, кивнула Лиза.
Она была удивлена тем, как дети за нее переживали. Значит, правильно их воспитала. И если вдруг понадобится от них помощь, то Лиза обязательно ее дождется. Мысленно вспомнив, как жила с мужем, она вдруг поняла, что именно сейчас почувствовала себя кому-то нужной.
После ужина дети еще посмотрели телевизор, Лиза проверила у сыновей уроки и уже затем уложила их спать. Поочередно каждого поцеловала, а дочке спела колыбельную, хоть та и не была младенцем. Сама же еще до двенадцати часов ночи возилась по хозяйству. Нужно было посуду перемыть, порядок навести и вещи перестирать.
Лечь в кровать удалось только далеко за полночь, да и то Лиза долго ворочалась, пока не уснула. Мышцы гудели, а голова была забита проблемами. И сразу дистанцироваться от них не получалось, все равно разные мысли посещали. Лиза все думала о том, где бы еще подзаработать, чтобы в доме было больше денег.
На следующий день она встала намного раньше. Первым делом сходила в ванную, а потом приготовила завтрак, но, вспомнив, что сегодня, возможно, предстоит разносить квитанции и почту на несколько домов, подсуетилась насчет обеда и ужина. И снова на это ушло достаточно времени, однако Лиза все успела.
Накормив детей кашей и напоив их чаем с печеньем, она собрала сыновей в школу, и они сами ушли. А вот маленькую Дарью Лиза за руку отвела в садик, где благополучно передала воспитательнице. Переодевшись в своем шкафчике, дочка радостна произнесла:
-Я люблю тебя, мам.
-Я тоже люблю тебя, солнышко, - ответила Лиза и поцеловала ее в щечку.
На основной работе начальство так загрузило, что даже не было возможности нормально перекусить. Лиза на ходу поела скромный обед из пластикового контейнера и продолжила выполнять свои непосредственные обязанности. Вместе с тем ее постоянно отмечали, как ответственного работника.
После завода ей нужно было съездить в дом к богатым бизнесменам. Те платили за качественную уборку. Инвентарь они сами предоставляли, от Лизы только требовалось все и везде аккуратно помыть и протереть. Она успешно с этим справлялась, потому что набила руку и дорожила заработком.
Бизнесмены не скупились на оплату, тем более что были всем довольны. Правда, панибратство полностью исключали и не приглашали ее даже на чашечку чая. Лиза и не обижалась, понимая, что это всего лишь работа. И лучше соблюдать дистанцию, чем ненароком ударить в грязь лицом.
По пути домой, пока еще было время, перед тем, как разносить почту, она решила зайти в магазин и купить булочку хлеба. Внутри торгового зала Лиза без труда отыскала стеллаж с выпечкой. Взяла самый дешевый батон и пошла на кассу. Впереди стояли всего два человека, и пока они рассчитывались, она достала кошелек, чтобы набрать мелочи.
Но в этот момент ее кто-то сзади толкнул, и монеты рассыпались. Раскрасневшись, Лиза присела на корточки и стала стыдливо собирать мелочь. Продавщица за кассой не выдержала и гневно произнесла:
-И долго ты там будешь возиться, беднота?
-Сейчас, я только все соберу, - с дрожью в голосе ответила Лиза, складывая мелочь в руку.
-Совсем обнаглели нищие, как будто им тут дом помощи, - продавщица откровенно посмеялась над ней и, можно сказать, унизила.
-Я не беднота, просто мелочь скопилась в кошельке, - заплакав, ответила Лиза.
На шум пришел директор магазина:
-Что случилось? – спросил он и посмотрел на Лизу.
-Я просто деньги рассыпала, а ваша сотрудница…, - дальше она не смогла договорить, потом, что горечь слез перебила голос.
-Успокойтесь, все нормально, - попытался утешить ее директор магазина. – Так, Валентина Ивановна, пробейте ей хлеб.
-А деньги? – возмутилась продавщица.
-Я хозяин этого магазина и если сказал, значит нужно исполнять.
-Да, я поняла, Сергей Петрович, - залебезила продавщица и пропустила покупку Лизы без оплаты. – Вот, возьмите и приходите к нам еще, мы будем рады.
-Может, вам еще чем-то помочь? – поинтересовался директор.
-Нет, спасибо, вы и так за меня заплатили, - покачала головой Лиза, направившись к выходу.
-Это всего лишь мелочи, - тихо проговорил директор, но этого никто не услышал.
Подработка почтальоном в этот день далась Лизе с большим трудом. И не потому, что было много корреспонденции. Просто из головы не шел издевательский смех продавщицы. Из-за какой-то рассыпавшейся мелочи ее унизили перед посторонними людьми.
Лиза едва сдерживалась, чтобы не расплакаться. Именно сейчас ей нельзя было показывать эмоции. Соседи и знакомые могли заметить, а самое главное - дети бы стали волноваться. Нет, она собрала всю волю в кулак и продолжила разносить почту.
Через час позади остался последний дом. Изнемогая от усталости, Лиза побрела домой, но едва переступила через порог квартиры, как тут же приняла бодрый вид, насколько это было возможным, и, поприветствовав детей, позвала их ужинать.
Сыновья и дочка уселись за стол, и Лиза стала накладывать им в тарелки картофельное пюре и котлеты. Неожиданно одна тарелка выпала из рук и разбилась:
-Это на счастье, мам, я сейчас уберу, - взяв в руки веник и совок, Олег стал подметать осколки.
-Что-то я сегодня расслабилась, - уклончиво произнесла Лиза.
-Нет, мам, ты просто очень устала, - в один голос ответили дети.
-Может быть, наверное, надо отдохнуть, - приложив ладонь ко лбу, Лиза ушла в спальню.
Дети сами доели картошку с котлетами, помыли посуду и навели порядок на кухне. Затем пришли в спальню матери и пожелали ей спокойной ночи:
-И вам, родные, сладких снов, - зевая, ответила Лиза. – Я ведь даже уроки не проверила.
-Там все нормально, мам, можешь не переживать, - махнул рукой Олег.
-Ну ладно, верю, вы у меня умные и сообразительные дети, не станете маму подводить.
И снова Лиза не могла толком уснуть. Помимо проблем, что не отпускали ее сознание, теперь сюда примешалась и сегодняшняя склока в магазине. Не хватало одних головных болей, так появились другие. И это в тот момент, когда, казалось бы, все наладилось.
На следующий день она проснулась точно по будильнику. Усталость давала о себе знать, и Лиза с трудом поднялась и заправила кровать. Дети уже не спали и все втроем полоскались вокруг умывальника. Они не стали ее будить, несмотря на то, что встали раньше.
Даже сами чайник поставили, правда, завтрак им все равно мама приготовила. Лиза собрала детей и вместе с ними вышла из квартиры. И каково же было ее удивление, когда возле подъезда им встретился тот самый директор магазина.
-Елизавета Алексеевна, доброе утро!
-Доброе утро, Сергей Петрович, - ответила она.
-Хорошо, что имя мое запомнили, а я вот чуть адрес ваш не перепутал и мимо не проехал.
-А что вы здесь делаете? – с удивлением спросила Лиза. – И как меня нашли?
-Решил лично принести извинения за свою сотрудницу, - бодро ответил Сергей Петрович. – А что касается вашего адреса, так у меня большие связи и везде свои люди.
-Все понятно, могла бы и не спрашивать, - улыбнулась Лиза, - а на вашу продавщицу я не в обиде.
-Нет, нет, этого нельзя так оставлять, - покачал головой Сергей Петрович, - и в качестве компенсации позвольте довезти вас и ваших детей туда, куда скажите.
-Ну, я даже не знаю…
-Мама, соглашайся, он вроде добрый дяденька, - подтолкнул ее в бок Олег.
-Хорошо, едем, - кивнула Лиза, и они все уселись в машину.
В дороге Сергей Петрович более тесно познакомился с этой семьей. Лиза рассказала ему о своей нелегко жизни, а директор поведал свой путь. И оказалось, что их судьбы были чем-то похожи. Директора магазина тоже предали, жена ушла к другому мужчине.
Правда, детей не успели нажить, и он больше потом не женился. Так и жил для себя, потихоньку расширяя бизнес. Поначалу у него был небольшой ларек, затем раскрутился до магазинчика в 20 квадратных метров, а теперь чуть ли не торговый центр на три огромных зала.
Высадив детей возле школы, Сергей Петрович довез Лизу с дочкой до садика и дождался, когда она вернется к машине. Предложил добросить до работы, и она согласилась. И уже возле проходной Лиза, когда выходила, осторожно произнесла:
-Я вам очень благодарна.
-Если позволите, то я чаще буду к вам приезжать, - предложил Сергей Петрович.
-Не вижу преград, детям вы понравились, - смущенно ответила Лиза.
-Тогда до вечера. И удачного вам дня, - попрощавшись с ней, директор махнул рукой и уехал.
С этого момента они начали встречаться. Хоть Сергей Петрович и был старше Лизы на 8 лет, это не помешало им наладить отношения. Он пришелся по душе ее детям, и те с радостью приняли его в свою семью. Правда, пока директор и Лиза решили не торопиться, чтобы проверить себя, свои чувства и понять, подходят ли они друг другу.
Что же до той продавщицы, то ей пришлось искать новую работу. Директор уволил сотрудницу за неадекватное поведение. Вместе с тем он стал помогать Лизе деньгами, и она вскоре отказалась от двух подработок. Свои отношения они договорились развивать постепенно, чтобы в итоге, если все удачно сложится, прийти к счастливой и крепкой семье.