Давид Бабаян, возглавлявший непризнанный МИД непризнанного Арцаха, а теперь советник президента всё того же Арцаха поделился своими размышлениями о текущей обстановке в Нагорном Карабахе. Материал этого интервью опубликован под заголовком «Русским миротворцам в Карабахе ищут замену. Армянам задали справедливый вопрос».
https://dzen.ru/media/am.tsargrad.tv/russkim-mirotvorcam-v-karabahe-iscut-zamenu-armianam-zadali-spravedlivyi-vopros-6418116d4eef6926b8e724a6
Мне он интересен не столько высказываниями Давида Бабаяна, сколько диалогом, состоявшимся у меня по складывающейся ситуации в Закавказье с Борисом К. в комментариях к этому интервью. Этот диалог, в котором разъяснены некоторые предметы, и предлагается к прочтению. Грамматика Бориса К. мною поправлена. А в своих репликах я добавил лишь инициалы к фамилиям руководителей Азербайджана и Армении, в комментариях они были именованы лишь пофамильно, то есть без должного почтения; оплошность исправлена.
Максим Бутин. 1. Статус миротворцев не прописан детально в заявлении о прекращении огня от 2020.11.09. Но во всём мире и всегда миротворцы работают с линией разделения сторон, а не со всей территорией, не позволяя сторонам соприкасаться. Миротворческие силы — не оккупационные. Поэтому они не ответственны за территорию в целом и никого на ней они не должны спасать. Они представляют собой всего лишь военный и гражданский контингент, которому доверяют обе стороны и потому в случающихся время от времени столкновениях сторон миротворцы выступают третейским судьёй. Если они кого-то подкармливают или кого-то защищают — это сверх их полномочий, то есть проявление обычной доброй воли людей, входящих в миротворческие силы. И вооружены они не для ведения военных действий, а для себя, для своей охраны, чтобы никто не посмел рыпнуться на них безоружных.
2. Но если миротворцы не устраивают какую-то из сторон, она может отказать им в мандате, отозвав свою подпись под заявлением. Тогда миротворцы будут вынуждены уйти. Это не значит, что тут же явятся другие, сколько бы страстного желания у этих других помиротворить ни было. Для введения каких-либо других миротворцев, кроме русских и в замену русских, нужно новое соглашение двух сторон с третьей — миротворческой. У Еревана или Степанакерта есть уверенность, что Баку пойдёт на такое соглашение?
3. Имейте, кстати, в виду, что выход любой из трёх сторон с отзывом подписи под заявлением означает немедленное продолжение войны, хотя, возможно, и не сиюминутное открытие огня из крупнокалиберных орудий. Подумайте об этом, армяне и азербайджанцы, прежде чем отказываться от выполнения заявления. Впрочем, не выполняют пункты заявления по большей части армяне. Они вообще ничего не выполняют. Тем хуже для них, они сами выбирают свою судьбу.
Борис К. По вашим высказываниям Россия становится опасной для Азербайджана и Армении.
Максим Бутин. Нет, не становится. И не станет. Об опасности России для Армении и Азербайджана мной не написано ни слова. Каким образом миротворцы России могут быть опасны для двух разделённых миротворцами сторон?
Борис К. Прочтите свой первый комментарий. 3-й пункт.
Максим Бутин. А что там в 3-м пункте? «Выход любой из трёх сторон с отзывом подписи под заявлением означает немедленное продолжение войны, хотя, возможно, и не сиюминутное открытие огня из крупнокалиберных орудий». Это? Вы считаете, что «открытие огня из крупнокалиберных орудий» будет осуществлено Россией? И продолжение войны тоже будет осуществлено Россией? Разве Россия воевала в 44-дневной войне? Скажу по секрету: в ней даже Армения не воевала, на Су-30 у Армении не было керосина, а «Искандеры» стреляли, по уверениям Н. В. Пашиняна на 10%.
Однако, из контекста моего комментария вполне ясно, что такое открытие огня есть проявление чуть выше упомянутого немедленного продолжения войны. Вспоминаем, кто воевал в 44-дневной войне. Неужели, Россия? Или только у неё имеются крупнокалиберные орудия? И если они заговорили, то это крупнокалиберное включение России в войну?
Нет. С выходом России из совместного заявления Россия эвакуирует свой миротворческий корпус из Степанакерта. С выходом Армении — Россия так же, теперь уже вынужденно, эвакуирует свой миротворческий корпус из Степанакерта. Наконец, с выходом Азербайджана, как ни крути, но опять России придётся эвакуировать свой миротворческий корпус из Степанакерта. С осуществлением любой из этих трёх возможностей, как и их сочетанием по 2 и по 3, совместное заявление перестаёт быть совместным, теряет всякую свою силу, а война продолжится.
Война, как и прежде, будет гражданской войной Азербайджана против мятежной своей провинции, естественно — на территории Азербайджана. При той или иной поддержке Степанакерта Арменией и всеми армянами извне. Только миротворцев между сторонами уже не будет.
Борис К. России сейчас не нужно быть жандармом на Кавказе. России нужно фундаментальные дружеские отношения со своими всеми соседями и это относиться к всем соседям России.
Исходя из всего написанного, увы в России есть много ястребов которые не прочь воевать в Карабахе.
Максим Бутин. 1. Во всяком случае, не мной писано. А в такой большой стране, как Россия, имеется почти бесконечное количество точек зрения на конфликт в Закавказье. От полного безразличия до желания покидать туда атомные бомбы и посмотреть, как грибы растут. Но не реальные конкретные идиоты, слава Богу, принимают решения в России и по этому вопросу, и по многим другим.
2. Позиция России при заключении соглашения трёх лидеров была простая: добивать армян в Степанакерте Россия Азербайджану не даст. И. Г. Алиев — мудрый руководитель, взвесил все «за» и «против» и согласился на вариант России, ну или совместно выработанный. Стратегий у России, как я понимаю, было две: (1) постепенно вживить Карабах в Азербайджан с живущими в нём армянами или (2) постепенно переселить армян из Карабаха. Обе стратегии приемлемы. Я бы ещё посоветовал перемещаемым армянам выплатить подъёмные со стороны Азербайджана, чтобы иметь свидетельство, что они покидают Азербайджан навсегда.
3. Единственно, что неприемлемо для России: забить всех карабахских армян на месте, что легко сделал бы Азербайджан, если бы они не побежали из Карабаха. Как легко и армяне при случае делали подобное же с азербайджанцами. Взаимная ненависть легендарная. И не потому, что России так уж жалко армян или азербайджанцев. Все они граждане других государств, пусть их их правительства жалеют. А потому Россия так себя ведёт, что ей совсем не нужна большая война на Кавказе и в Закавказье.
4. Но вот ещё нарисовались Евросоюз и США с острым желанием удалить Россию вообще из Закавказья. Их позиция: Карабах — это Азербайджан. Но она такова лишь потому, что под эту сурдинку они хотят вытолкнуть Россию из Карабаха, а потом и из Армении. И Н. В. Пашинян, как неродной всем армянам и особенно армянам Карабаха, поддерживает эту позицию. Что остаётся И. Г. Алиеву? Только приветствовать скорейшее такое решение. Если не постепенно, а быстро, так Азербайджану и лучше!
5. Что в этой ситуации делать России? Требовать выполнения соглашений.
И понемногу ослаблять гайки, смотреть, куда пойдёт развитие ситуации. Если всё обойдётся без большой крови, так можно и уйти из Степанакерта, там мёдом не намазано.
2023.03.22.