Найти тему
Dombusin.ru

Светомузыка сто лет назад

Была недавно на небольшой но интересной выставке под названием «От музыки к свету. Посвящение Скрябину». На выставке были показаны устройства и макеты, созданные Скрябиным и его последователями, в попытке обогатить прослушивание музыки визуальными эффектами.

Александр Николаевич Скрябин (1871-1915) - русский композитор и пианист, известный своим новаторством и экспериментальным подходом к музыке. На творчество Скрябина большое влияние оказали его духовные и мистические убеждения, он стремился создать «музыку будущего», способную вызывать у слушателей глубокие эмоциональные и духовные переживания.

-2

Особенностью творчества Скрябина было использование синестезии, состояния, при котором сенсорные ощущения в одной модальности (например, слух) могут запускать чувствительность в другой (например, видение цветов). Скрябин считал, что «слышит» определенные цвета при проигрывании звуков разной высоты.

-3

В попытке передать свой опыт слушателю композитор разработал систему «цветового слуха» и музыкальный «цветовой алфавит», в котором назначал определенные цвета разным нотам и музыкальным гармониям.

Например, нота до ассоциировалась с красным цветом, нота ре — с желто-оранжевым и так далее.

Вот так выглядел аккорд до-мажор на светомузыкальной панели, разработанной Скрябиным (фото с выставки)
Вот так выглядел аккорд до-мажор на светомузыкальной панели, разработанной Скрябиным (фото с выставки)

То есть Александр Скрябин был таким своеобразным родоначальником современных дискотек, хотя вряд ли он согласился бы с таким «низменным» применением светомузыки.

Внутренняя часть светомузыкального инструмента, созданного в 1960-х по идеям Скрябина
Внутренняя часть светомузыкального инструмента, созданного в 1960-х по идеям Скрябина

Чтобы полностью реализовать свое видение цветового слуха, Скрябин построил устройство, которое он назвал «цветовым органом». Оно, по сути, представляло собой клавиатуру, соединенную с блоком цветных ламп: проецируемые на экран цвета определялись нотами, играемыми на клавиатуре. Композитором предполагалось, что цветной орган будет использоваться в живом исполнении его «музыки будущего».

Один из проектов "светового театра" (автор Григорий Гидони, 1920-е)
Один из проектов "светового театра" (автор Григорий Гидони, 1920-е)

Цветовой слух Скрябина был очень личным и своеобразным, и неясно, действительно ли он испытывал музыкальную синестезию в научном смысле этого слова. Тем не менее, его теория цвета-и-музыки была популярной и оказала влияние на ряд других композиторов и художников, современников Скрябина и пришедших после него.

Таблица "цветного слуха" тональностей у Скрябина и Римского-Корсакова
Таблица "цветного слуха" тональностей у Скрябина и Римского-Корсакова

Например, идеи о взаимосвязи цвета и музыки повлияли на творчество художника Василия Кандинского, современника Скрябина. Картины Кандинского отличаются яркими цветами и динамичными формами, по замыслу автора, все это должно было вызывать те же эмоциональные и духовные переживания, что и музыка, которую слушал художник.

А вы, друзья, видите какие-то звуки, буквы, цифры цветными?

Еще по теме:

Секрет скрипок Страдивари вовсе не в тайном лаке