В данной статье детально разберем, как выполнять задание 25 ЕГЭ по обществознанию. Информация дана с учетом изменений и будет актуальна для тех, кто сдает экзамен в 2023 году.
При правильном выполнение теперь за это задание можно получить 6 баллов, что является максимально возможным количеством баллов на сегодня среди всех заданий в тесте.
Задание включает в себя три элемента и требует умений
- обосновать необходимость того или иного общественного явления,
- назвать три объекта, имеющих непосредственное отношение к реализации данного явления (виды организаций, инструменты государственного воздействия, общественные процессы и т.д.)
- привести примеры, взятые из жизненного опыта или социальной жизни.
Ответ так же должен включать с себя три элемента, которые желательно пронумеровать.
Особую трудность вызывает первая часть задания, требующая обоснования какого-то общественного явления.
Грубо все задания 25 по типу обоснования можно поделить на две группы:
- задания с одним ключевым понятием, отражающим явление, необходимость которого в обществе надо обосновать,
- задания с двумя понятиями, отражающими разные явления, где надо показать реализацию одного через другое.
В предыдущей статье мы уже разобрали, как формулировать обоснование в задании 25 первой типовой группы https://dzen.ru/media/id/641972f73d1e83632e1d3e23/razbor-zadaniia-25-ege-po-obscestvoznaniiu-2023-privodim-obosnovanie-chast-1-641a0aab8ef050138ab94fc5
Теперь рассмотрим, как формулировать обоснование в задании 25, когда требуется раскрытие нескольких понятий.
💥💥💥
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость формирования компетентного гражданина в условиях демократии. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие роли в политике может выполнять гражданин в Российской Федерации? (Назовите любые три роли.)
3) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию данной роли. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные роли.)
💥💥💥
Опишем алгоритм выполнения первой части задания, требующей обоснования, на примере, данном выше.
Алгоритм выполнения задания:
1. Выделить ключевые понятия, данные в первой части задания
💥 Понятия: "гражданская компетентность" и "демократия" 💥
2. Вспомнить определения этих понятий и выписать в черновик.
💥 Гражданская компетентность - это совокупность способностей, позволяющих индивиду активно, ответственно и эффективно реализовывать комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.
Демократия - политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан. 💥
3. Найти связь между понятиями. Ответить на вопрос, как первое влияет на реализацию второго. Если связь не очевидна, попробуйте мыслить от обратного. Представьте общество, в котором явление, отраженное в первом понятии отсутствует.
💥 Представим себе общество, в котором граждане не обладают гражданской компетентность. То есть не умеют эффективно реализовывать свои права и обязанности. Можно даже предположить, что они не знают о их существовании. Возможна ли демократия в таком обществе?
Очевидно, что демократия возможна только в обществе, где граждане знают свои права, умеют эффективно их отстаивать, формируя гражданское общество и активно участвуя в общественной жизни, а также несут обязанности в соответствии с законом. 💥
4. Правильное обоснование предполагает формулировку в нескольких связанных между собой предложениях. Поэтому осталось только соединить наши мысли в единый текст.
💥 Демократия - политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан. Реализация этих принципов невозможна без формирования гражданской компетентности. Только граждане, осознающие необходимость уметь эффективно отстаивать свои права, а также нести обязанности в соответствии с законом, могут сформировать гражданское общество и активно участвовать в общественной жизни. 💥
В следующей статье рассмотрим, как выполнять вторую и третью часть задания 25.
Надеюсь, вы узнали много нового из моей статьи. Пишите в комментариях, что обо всем этом думаете. 😎