Найти тему
Мысли Платона

"АТАКА ТИТАНОВ" КАК ФИЛОСОФСКИЙ АНИМЕ-БОЕВИК

Оглавление

«Атака титанов»- необычное аниме, в котором на фоне ярких и запоминающихся кровопролитием сцен поднимаются вечные темы. Удивительно тонко создатели культовой картины современности совмещают динамичные сражения с тонким психологизмом. В сериале есть рассуждения о свободе, идее сверхчеловека (требует отдельного рассмотрения), смерти, доброте, коллективной ответственности народов за поступки прошлых поколений, дружбе и, главное, цене человеческой жизни. Также авторы рассматривают вопросы утилитаризма, релятивности морали.

Есть ли в аниме смысл?

Все это даёт возможность доказать часто оспариваемую мысль о том, что за яркой формой современных картин могут скрываться эпопеи, в которых имеются глубокие рассуждения об общечеловеческих проблемах.

Например, нередко мыли героев во время кровопролитного боя похожи на размышления персонажей произведения «На западном фронте без перемен» о смерти, а сцены принятия тяжелого выбора напоминают описания душевного трепета Раскольникова перед преступлением. «Атака титанов» имеет некоторые общие черты и с романом-эпопеей «Тихий Дон»: обоих произведениях культуры изображается трагическая невозможность человека оставаться в стороне при непреодолимых обстоятельствах. Стоит только вспомнить Жана, чтобы убедиться в этом: он постоянно хотел уйти в полицию, лишь бы не видеть ужасы вне стен. Герой, как и Григорий Мелехов, был насильно загнан судьбой в безвыходное положение борьбы с внешними врагами.

Становится ясно следующее: «Атака Титанов» выходит за рамки обычного аниме, превращаясь в настоящую эпопею.

ПОЧЕМУ "АТАКА ТИТАНОВ" МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ АНИМЕ-ЭПОПЕЕЙ?

«Атаку титанов» можно считать аниме-эпопеей, потому что в картине многоаспектно изображены идеи, волнующие человечество в разные эпохи. В сериале есть размышления о национализме, фашизме, гуманизме, моральном утилитаризме, антимилитаризме.

В финале Эрен и отряд Йегеристов решают отомстить за многолетние унижения своего народа и встают на путь истребления всего человечества- аллюзия на происходящее в Европе 20-го века достаточно прозрачна. Так герои продолжают порочный круг ненависти. Авторы показывают, к чему это привело: и на самом острове Пародиз, родине Эрена, многие жители погибли в междоусобной бойне, и остальной мир погрузился в хаос. Никто не достиг благополучия.

Доказывается мысль о невозможности строительства всеобщего счастья на насилии, крови.

Стоит отметить, что подобное было и в «Тетради смерти», и в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского. Об этом было сказано в предыдущей СТАТЬЕ.

ВОПРОСЫ УТИЛИТАРИЗМА

Вопросы морального утилитаризма находятся в центре внимания создателей манги. Часто в картине сталкиваются персонажи, которым нужно принять тяжелое моральное решение: Леви вынужден выбирать между тем, чтобы оживить перспективного Армина или отдать предпочтение уставшему от кровопролития Эрвину, главнокомандующему разведкорпусу; Кони попадает в ситуацию, подталкивающую к убийству товарищей по службе, оправдывая средства благородной целью.

ЛЕВИ, КАК И РАСКОЛЬНИКОВ, ВЫНУЖДЕН БЫЛ ДЕЛАТЬ СЛОЖНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР
ЛЕВИ, КАК И РАСКОЛЬНИКОВ, ВЫНУЖДЕН БЫЛ ДЕЛАТЬ СЛОЖНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР

Авторы показывают, как философия утилитаризма жестоко бьет по чувствам, эмоциям, убивает человечность. Ведь постоянное следование правилу достижения счастья большинства при наименьших потерях сделало, например, Эрвина «дьяволом». Так его называет один из бывших подчиненных после спланированной главнокомандующим атаки, заранее обреченной на крах.

ФРАГМЕНТ ИЗ МАНГИ: ЭРВИН СТОИТ НА ГОРЕ ТРУПОВ СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ ПО СЛУЖБЕ
ФРАГМЕНТ ИЗ МАНГИ: ЭРВИН СТОИТ НА ГОРЕ ТРУПОВ СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ ПО СЛУЖБЕ

Мотив выбора красной нитью проходит до самого финала. Подобно Родиону Раскольникову, герои «Атаки титанов» вынуждены решать трудные нравственные вопросы, стараясь придерживаться справедливости. Все более и более мы убеждаемся в том, что авторам сериала удается совместить вечные темы с интересной и современной подачей.

Так, мысли Ханжи во время боя созвучны размышлениям Мелехова Григория из «Тихого Дона»: может ли человек брать такую на себя ответственность, чтобы вести людей на верную смерть?

РОЛЬ ВОЙНЫ В "АТАКЕ ТИТАНОВ"

Сериал является аниме-эпопеей, потому что сюжет основан на войне.

Она является стержнем таких произведений, как «Тихий Дон», «Война и мир». Авторы с помощью изображения коренного слома общественного строя сталкивают персонажей между собой, раскрывая свои идеи и мысли, показывают панораму жизни народа и, главное, расширяют масштаб истории.

Тэцуро Араки благодаря тому, что в основе сюжета лежит противостояние человечества и титанов, получает возможность осветить одно и то же событие с разных сторон. Это дополняет историю, делает её полномасштабной картиной, отразившей настроения всего общества: ремесленников, военных, крупных землевладельцев, людей во власти.

Война объединяет такое большое количество персонажей, что аниме становится полномасштабным изображением жизни целого народа.

РОЛЬ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ПЕРСОНАЖЕЙ В "АТАКЕ ТИТАНОВ"

«Атака титанов»- аниме-эпопея, потому что в сериале много героев, которые постепенно развиваются, раскрывая авторскую идею.

Возьмем, например, Райнера, обладателя бронированного титана. Герой меняется на протяжении всего сюжета: сначала персонаж воспринимается сильным и отважным солдатом, потом- предателем и лицемером, а в финале- личностью, чьи мотивы совпадали с желанием Эрена спасти человечество. Поэтому Йегер и подчеркивает в диалоге (4 сезон) с давним товарищем, что между ними нет разницы.

Авторы манги показывают трансформацией Райнера относительность человеческого отношения к окружающим: в зависимости от уровня осведомленности, контекста мы считаем человека хорошим или плохим, когда на самом деле все схожи. Примерно то же самое происходит и с Энни Леонхарт- героиней, симпатия и ненависть к которой постоянно сменяют друг друга.

Приведенный анализ персонажа лишь один из десятков возможных примеров, которые доказывают изменение героев аниме на протяжении всего сюжета.

Становится ясно, что авторы «Атаки титанов» говорят современным языком о вечных темах добра и зла, справедливости, важности человеческой жизни и т.д. Поэтому сериал- широкое полотно, в котором отражены многие идеи человечества.