16-летний парень из Орши чудом выжил после взрыва мины времён Великой Отечественной войны, но лишился всех конечностей… Позже Алексей ТАЛАЙ докажет на собственном примере, что человек безграничен в своих возможностях
Сохранить любовь, помочь ближнему
Что такое преодоление, Алексей знает не понаслышке – из беспомощного подростка без рук и ног он стал успешным предпринимателем, известным во всём мире мотивационным спикером, основателем и руководителем благотворительного фонда, отцом четверых детей. Сегодня Алексей Талай – член Национальной паралимпийской сборной Беларуси по плаванию, многократный рекордсмен мира и Европы в самом тяжёлом классе, рекордсмен Паралимпийских игр в Токио-2020, многократный призёр и чемпион международных соревнований.
Такой человек не может пройти мимо беды других людей, особенно детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Благотворительный фонд имени Алексея Талая уже не первый год оказывает помощь детям Донбасса.
«Детей надо вернуть в состояние покоя и наделить верой»
Два года назад Беларусь принимала первые группы детей, которые приехали из Донбасса на оздоровление в детский лагерь «Зубрёнок» и на реабилитационную программу в Республиканской детской больнице медицинской реабилитации. Это стало знаковым событием, после которого приезд детей Донбасса на отдых и оздоровление в Беларусь стали постоянными.
Этому предшествовала поездка Алексея Талая на Пасху весной 2021 года в Донецкую Народную Республику, где он посетил больницы, детские дома, реабилитационные центры и могилы погибших детей, после чего лично обратился к Президенту Беларуси с просьбой о его поддержке и координации гуманитарной миссии Беларуси в Донбассе.
В нынешнем году оздоровление в Беларуси прошли более 1100 детей войны, а в настоящее время две большие группы из Горловки и Лисичанска проходят оздоровление в санаториях Гомеля и Новополоцка. В период зимних каникул планируется привезти на оздоровление и реабилитацию ещё несколько групп детей.
Дети-сироты, дети с инвалидностью и дети из малообеспеченных и пострадавших от военных действий семей Донбасса благодаря Фонду Талая получили возможность узнать, что такое настоящее детство, со всей его беззаботностью и радостью.
– Мы очень рады встречать детей Донецка, Мариуполя и других городов Донбасса, которые на себе испытали ужасы войны, – говорит Алексей Талай. – Эти дети, дети войны, будут отдыхать у нас в Беларуси под мирным небом. Нам надо вернуть их в состояние покоя и наделить верой и надеждой в то, что у них всё будет хорошо, они не останутся одни и они будут жить под мирным небом.
Как отмечает Алексей, самая большая награда – видеть, как дети играют на улице, как они с нетерпением ждут занятий в бассейне, как они радуются, как нам кажется, самым простым вещам: что можно играть в футбол на стадионе или пройтись по траве, принять горячий душ и не прислушиваться со страхом к свисту над головой. Ведь эти самые простые радости для них недоступны. Дети вынуждены находиться дома, где также может быть небезопасно, а здесь, в Беларуси, они могут вновь побыть детьми.
«Спасибо, что вы подарили нашим детям детство», – пишут благодарные родители.
– В одной из групп, которые сейчас находятся на оздоровлении в Беларуси, несколько ребят накануне поездки попали под обстрел и чудом остались живы. Ещё несколько человек написали нам, что их дома обстреляли, когда дети уже были в поезде, погибли соседи, а им эта поездка, может быть, сохранила жизнь.
Среди детей, побывавших в Беларуси осенью, многие были без тёплой одежды, они приехали в тоненьких ветровках и сандаликах. Спасибо небезразличным людям, которые покупали и приносили одежду, обувь, предметы первой необходимости – все дети уехали одетые, обутые и с чемоданом одежды и школьных принадлежностей.
Одна из проводниц Белорусской железной дороги так прониклась детской бедой, что сама организовала всех своих коллег и друзей и привезла в лагерь огромное количество гуманитарной помощи для детей.
Для детей важно не только получить помощь и отдохнуть, но и пообщаться с человеком, который на своём личном примере показывает, что нет трудностей и жизненных проблем, которые нельзя было бы преодолеть.
«Их светлая энергия окрыляет»
Алексей Талай, кажется, присутствует везде: сегодня он выступает с мотивационным тренингом в Гомеле, завтра мчится на патриотический марафон в Жодино, затем едет провожать детей Донбасса в Минск. И везде он демонстрирует такую жизненную энергию, что удивляешься, откуда у Алексея берутся силы.
О помощи детям-сиротам, инвалидам и пережившим ужасы войны он говорит так, как, наверное, думает каждый, кто готов бескорыстно помочь ближнему:
– Ещё неизвестно, кто кому больше помогает – я им материально или они мне духовно. Их чистая и светлая энергия, благодарность за мой скромный вклад в их жизнь поистине окрыляют. Такое чувство возникает, что хочется обнять всю Вселенную. Ведь искренняя любовь от души к душе, энергия любви, может исцелить любую болезнь тела и духа, победить смерть.
Алексей не рассказывает о том, что недавно удостоен звания «Доброволец России» и что гордится этим званием. Он считает, что не делает ничего экстраординарного.
– Делаю лишь то, к чему призывает моя душа и совесть. Я бесконечно люблю природу, люблю вдыхать её запах и слушать звуки, я чувствую, как эти живительные силы струятся по моим жилам и высвобождаются чистым порывом помощи друг другу.
Последняя жертва той страшной войны
Тем, кто видит его впервые, он рассказывает свою историю жизни, слушать которую порой без слёз невозможно.
– Это случилось 8 мая. Неразорвавшаяся мина пролежала в земле и прождала меня более полувека. Тогда, в 1999 году, мне было 16 лет. Меня называли последней жертвой той страшной войны. У меня было два пути. Отчаяться и принять свою беспомощность, стать домашним безвольным растением и жалкой обузой для родителей и брата. Или начать действовать. Я выбрал действие. Начал учить себя быть в новом теле. Психика сопротивлялась, важно было заставить себя осознать на все сто процентов, что это неизбежно, что назад пути нет.
Алексей – живой пример несгибаемого человека, героя нашего времени.
– Я никого не винил в случившемся, не жалел себя, – продолжает он. – Это основополагающий фактор выживания. Всё зависит только от тебя самого. Позже я освоил компьютер, построил свой бизнес, нашёл много новых друзей по всему миру. Получил чёрный пояс по карате. Не скажу, что это было просто. Каждый шаг давался с трудом. Но кирпичик за кирпичиком я строил свою новую жизнь.
Он объездил много стран, даже посетил с лекциями десятки штатов в США.
– Утром я мог быть в Москве, а днём следующего дня кататься на лыжах на горнолыжном курорте. Такова была моя жизнь, жизнь спикера вдохновения.
Алексей не просто говорит, вдохновляя, он показывает, как можно расширить границы человеческих возможностей.
– Я не такой, как все. И я решил это превратить в своё преимущество. Преимущество развития собственной души, человеческих качеств.
Ещё мальчишкой он задавал себе вопрос, сможет ли он, человек, оставшийся без рук и ног, выжить и не обозлиться на мир.
– На этом нелёгком пути опорой мне были мои родные и друзья, которые окутали меня своей поддержкой и любовью. Давали мне вдохновение жить и творить. Человек часто закован в цепи своего неверия, устанавливает рамки и ограничения для самого себя. Разрушь эти рамки, откройся миру, взаимодействуй с ним, и мир откроется для тебя. Можно сколько угодно раз говорить, что ничего не выйдет, и всего один раз сделать. Чем труднее борьба, тем значительнее победа. Став на этот путь, вы поймёте, что нет ничего невозможного. И я это сделал.
Алексей говорит это и тут же задаётся вопросом: неужели это было со мной, с моей семьёй?
– Отец, мать, брат и всё окружение тогда столкнулись с очень серьёзными испытаниями. Не только я был на грани жизни и смерти. Всё катилось в тартарары. Где-то напрямую говорили, а где-то за спинами нашими шептались: «Всё, семья Талай погибла, ничего здесь хорошего не будет. Ну, месяц-два, и придут к нему «друзья», и сигаретку ему, безрукому, в зубы вставят, и чарку нальют, а потом наркотики. Всё пропало».
Алексей вспоминает дни, когда было очень трудно как физически, так и духовно:
– Вышел из военного госпиталя и пытаюсь принять себя в новом теле, слово сказать не могу. Весь был в иголках, как ёжик. Никого к себе не подпускал. И вот сижу на своей кроватке горемычный, обложившись учебниками техникума железнодорожного, в котором я учился до этой трагедии, пытаюсь странички переворачивать культяпкой, которая осталась у меня. Мне было трудно на улице, потому что видел, как на меня смотрят, пальцем показывают ребята, с которыми ещё недавно в футбол играл, дрался, на речку бегал…
Однажды я услышал, как моя родня секретничает за чаем: мол, люди говорят, что мать с ума сошла, ведь сын в истериках бьётся, вот психика не выдержала, якобы отец на дне стакана боль топит, а младший брат в детском доме.
И тогда Алексей сказал себе: «Ты понимаешь, что может произойти? Не дай Бог, кто-то из вас не выдержит, даст слабину, всё посыплется, покатится под откос».
– В ту ночь я не мог уснуть, думал… И я осознал ответственность за свою семью. После этого случая я не мог быть прежним. Начал искать в себе силы, – продолжает Алексей. – Я не биоробот, я человек. Дождёшься ночи, слышишь, что родные уснули, между стенкой и своей подушкой носик воткнёшь в свой этот мирок тьмы, неверия, боли и страдания, печали безбрежной, и слёзы сами ручьём текут… Наплачешься вдоволь. Был такой период. И он был важным, потому что надо было выплакаться, чтобы потом распрямить плечи, научиться чистить зубы, сидеть, ходить этими маленькими ножками…
В 17 лет я упал в ручки вновь к своим родителям. И одеть, и покормить, и в туалет сводить. Как они это всё выдержали?! Но я однажды решил всё для себя и сказал: не спешите меня в гроб укладывать раньше времени, мы ещё повоюем.
«Сохраните в себе любовь»
– У меня четверо детей. И как же я переживаю, когда у ребёнка зубик заболит, температура поднимется… Думаю, пусть лучше у меня болит. Как дед мне говорил: «Внучек мой миленький, я войну прошёл – ни царапины, а у тебя… Если бы можно было, я бы тебе свою руку отдал. Вот пусть бы отрезали и тебе пришили». А я был у него первый внук. Меня назвали в честь деда Алексеем. Он так мной гордился, воспитывал… И такое пережить. Понимаем ли мы это, осознаём ли, думаем ли мы о близких?
Вспоминая о бесконечных операциях, которые ему пришлось пережить, Алексей рассказывает, что не раз и не два врачи его «теряли» и он как бы заглянул по ту сторону жизни. Он увидел со стороны всю свою жизнь, словно был везде и во всём, видел и слышал всё, что происходило в мире.
– Я ценю каждый день, который мне дал Бог, чтобы прожить эту жизнь с максимальной пользой для других. Неужели нам надо что-то важное потерять, прежде чем мы начнём это ценить? Не ценим, что есть руки и ноги, что родители рядом. Мы бежим куда-то, всё заняты какими-то делами и забываем сказать лишний раз родителям спасибо, хорошее слово. Вы должны сохранить в себе любовь. Это будет вам помогать двигаться вперёд.
Эти слова Алексея надо услышать всем, и детям, и взрослым.
Марк ПОЛЯНСКИЙ, Минск
Фото: из архива Алексея Талая
© "Союзное государство", № 10-12, 2022
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!