Это статья о том, о чем, насколько я могу судить, много говорят в России, но мало кто знает, как оно на самом деле, а именно о "секспросвете в школах Америки", есть он или его нет, если есть, то какой именно и тд.
Говорить буду только о своем опыте.
Итак, ...
Первые два года старшая дочка училась в канадской общеобразовательной государственной школе, интересующий нас предмет назывался у них "DPA/Health" и примерно половину урока они катались с горки или занимались физкультурой, вторую половину урока им что-то рассказывали. Потом грянул карантин, обучение ушло в онлайн и кое-что я слышала. Наприме, я точно знаю, что они обсудили правила обращения с электроприборами в доме и тему "белки/жиры/углеводы" с акцентом на то, что не следует набиваться углями. На мой взгляд, это больше похоже на то, что в моей школе называлось "ОБЖ"... Но слышала я не все, возможно, в какой-то степени что-то по теме полового воспитания и обсуждалось.
А вот начиная с 3го класса я значительно больше погружена в тему, потому что задалась этим вопросом потому что зашла поинтересоваться в гугл и походила по ссылкам из письма, которое нам, родителям, было разослано школой в третьем классе. Тут надо оговориться, что в 3й класс дочка пошла в другую школу, тоже государственную, но уже католическую. Делюсь с желающими тем, что мне удалось узнать. Вступительная часть и заключение едины по отношению ко всем классам, лишь иногда в них появляются малозначительные корректуры или дополнения.
Вступление выглядит так:
"Дорогая семья /.../ мы начинаем занятия, на которых будем говорить о семейной жизни. Как полагают в католических школах, первыми и самыми важными учителями детей являются их родители или опекуны, и это особенно важно когда речь идет о темах, которые мы будем изучать в рамках предмета "Семейная жизнь" (англ. Family Life Education). Ввиду столь высокой важности партнерства между домом, семьей и школой мы и пишем вам это письмо, чтобы вы знали, о чем идет речь в классе, мы также предложим вам варианты того, что вы можете сделать дома.
Упомянутый предмет долгие годы был частью нашей программы религиозного воспитания; наша цель - дать ребенку представление о человеческой жизни, различии полов, женитьбе и семье в соответствии с понятиями католической церкви; это обучение дополняет то, чему вы как родители или опекуны учите своих детей дома. В предмет "Семейная жизнь" так же входит информация об изменениях, которые происходят с человеческим телом в процессе взросления, и тема сексуального здоровья; эти темы входят в перечень изучаемых в провинции Онтарио в рамках предмета "Здоровье и физическое развитие" (англ. Health and Physical Education, HPE). /.../
Тема /.../ называется "Созданы разнополыми: мужчины и женщины" (англ. “Created Sexual: Male and Female.”). Господь создал нас мужчинами и женшинами и все Божьи творения хороши. В начальных классах эта тема раскрывается в виде истории с продолжением. Основной посыл таков: мы - результат любви наших мам и пап и ничто не способно это изменить, чтобы не происходило после. По Господню замыслу перед рождением мы растем в безопасности в животике у мамы, а после рождения наши близкие нас любят и заботятся о нас".
Заключение выглядит так:
"Как родители и опекуны именно вы является самыми важными учителями детей в вопросах веры и морали, в том числе и в вопросах различия полов. Поэтому вы имеете право отказаться от участия вашего ребенка в этой программе, если вы полагаете, что так будет лучше для самого ребенка и если вы предпочитаете проводить половое воспитание дома. Если у вас есть вопросы или сомнения, свяжитесь с учителем или договоритесь о встрече с директором школы."
3й класс:
"/.../ мы • прочитаем о семье Карсон, в которой четверо детей и узнаем, как ребенок получает все необходимое в матке. • узнаем, что жизнь зарождается в момент зачатия. • проследим за удивительным ростом и развитием детей в первый год жизни. Мы будем спрашивать в школе, а вы спросите у ребенка дома, что он узнал о семье Карсон, что ему больше всего понравилось в истории, что он или она узнали нового. /.../
Новое
В третьем классе мы повторим понятия, о которых говорили во втором, - сперма (англ. sperm), яйцеклетка (англ. ovum), клетка (англ. cell), плодный пузырь (англ. sac), пуповина (англ. umbilical cord) и введем понятие "зачатие" (англ. conception). Детям кратко расскажут, как рождаются дети. В четвертом классе в материалах для учеников вводится понятие "полового акта" (англ. sexual intercourse), но не приводится описание самого процесса. В книге для учителя есть простое объяснение понятия "половой акт" и учитель может им воспользоваться, если посчитает, что класс готов. В материалах самих школьников эта информация не встретится раньше пятого класса.
4й класс:
"/.../ мы • прочитаем историю о семье Кейси, в том числе про празднование 30-летия со дня свадьбы, про обещания, данные при вступлении в брак, а также о том, как они пытались приспособиться к переменам в жизни после того, как глава семейства попал в серьезную аварию. • узнаем, что мамы и папы создают новую жизнь по воле Творца •узнаем о дарах, которые получаем при зачатии (англ. gifts we receive at conception); о том, что после рождения получаем дар бесконечной любви и заботы семьи, друзей и окружающих (англ. the gift after birth of ongoing love and care from family, friends, and others) • узнаем больше о внутриутробном развитии и рождении малышей, а также узнаем о разнице между однояйцевыми и разнояйцевыми близнецами. • поговорим об этапах развития человека, о подростковом периоде и о зрелости.
Работа в школе и дома
Дома попросите ребенка рассказать о семье Кейси. Чему она его научила? Может быть, у него есть вопросы? /.../
Тема подросткового возраста не обсуждается ранее пятого класса, но у некоторых девочек уже в чевертом классе могут появиться первые признаки взросления. Важно поговорить с дочкой об этом и заранее подготовить ее к началу менструаций. /.../
Ваш ребенок принесет домой задания, где его попросят записать семейные легенды. Детям нравится слушать истории о старшем поколении в семье (дедушках и бабушках, прадедушках и прабабушках, сестрах и братьях своих бабушек и дедушек), о том, как часто наследуются семейные черты и склонности. Готовьтесь рассказывать детям о родственниках.
Новое
В четвертом классе вводятся понятия плодный пузырь (англ. amniotic sac), амниотическая жидкость (англ. amniotic fluid), яйцеклетки (англ, ova, мн.ч. от ovum), и половой акт (англ. sexual intercourse). Термин "половой акт" включен в материалы, которые находятся у учеников, но физиологическое описание процесса отсутствует. В книге для учителя за четвертый класс есть простое объяснение, что такое половой акт и учитель может использовать его если посчитает, что класс готов. В материалы для учеников эта информация не включается вплоть до пятого класса. В пятом классе ученики будут изучать репродуктивные системы мужчин и женщин, говорить о даре фертильности и об изменениях, которые приносит подростковый возраст".
5й класс:
".../ В младших классах тема (созданы мужчинами и женщинами и все Божье творение хорошо) преподносится на примере истории с продолжением, которая акцентирует внимание на плане Господнем, согласно которому новая жизнь - это итог любви мам и пап. В более старших классах посыл остается прежним, но тема раскрывается более подробно. У детей начинается переходный возраст и им нужно понимать, что с ними происходит, а также осознавать меру ответственности за то, что они мужчины или женщины и следовать Господню плану относительно себя.
/.../ мы• изучим что Господь создал нас как имеющих тело и душу. • узнаем об основных системах нашего тела и изучим характеристики репродуктивной системы. • познакомимся с половыми системами мужчин и женщин и узнаем о фертильности взрослых. • обсудим, как в подростковом возрасте меняется тело, поговорим об эмоциональных и социальных измненениях.
Работа в школе и дома
• В школе дети сделают ряд заданий о половой системе взрослых, о фертильности и об измненениях в подростковом возрасте и принесут эти задания домой. В одном из заданий учеников попросят написать свои вопросы по теме. Проследите, чтобы ребенок получил на свои вопросы ответы. Некоторым детям некомфортно задавать вопросы в присутствии других учеников и им будет проще задать их дома. /.../ Помните, что иногда дети могут дразнить девочек развивающихся быстрее сверстниц. Во время подростковых изменений равно сложно как быть среди первых, так и среди последних. Родители и опекуны могут помочь ребенку, находясь с ним рядом, слушая его, обсуждая с ним его страхи и сомнения.
• В школе ученики обсудят скромность и важность уважения к своему полу (англ. gift of sexuality, здесь это ей-богу не "сексуальность", "сексуальность" будет ложным другом, это именно о различии полов), которое проявляется в том, как они говорят, одеваются и ведут себя. К сожалению, они видят много примеров неуважения, особенно в СМИ. Постарайтесь обсудить это, когда смотрите вместе телевизор или кино; подчеркните, что важно и в себе и в других уважать свой пол, мальчика или девочку. /.../
Новое
Новыми, ранее не появлявшимися в материалах для школьников терминами по женской половой системе, в пятом классе станут вульва (англ. vulva), матка (англ. cervix), яичники (англ. ovaries) и фаллопиевы трубы (англ. fallopian tubes). Новые термины для мужской половой системы: уретра (англ. urethra), мошонка (англ. scrotum), яички (англ. testicles) и семявыносящий проток (англ. vas deferens). По теме фертильность единственным новым термином для женской анатомии будет менструация (англ. menstruation), для мужской - семя (англ. semen), эакуляция (англ. ejaculation) и эрекция (англ. erection). Также в пятом классе вводятся понятия оплодотворение (англ. fertilization) и имплантация (англ. implantation). В шестом классе дети повторят строение половых систем и изменения, происходящие в подростковом возрасте, а также изучат, как развивается человек от момента зачатия и имплатации зародыша во время беременности."
6й класс:
/.../ мы • поговорим, как мы узнаем о различии полов и разовьем мысль, что значит быть мужчиной или женщиной. • повторим основные особенности мужской и женской фертильности. • узнаем о первых минутах и днях новорожденного, о том, как развивается ребенок внутриутробно по триместрам и как он рождается. • обсудим перемены, которые приносит с собой переходный возраст: физические, эмоциональные и социальные. • узнаем, как на формирование наших личностей влияет наследственность и окружение и о том, какие выборы мы можем сделать по мере взросления.
Работа в школе и дома
• В школе ученики выполнят и принесут домой ряд заданий на темы фертильности у человека, внутриутробного развития и изменений в подростковом возрасте. В них оставлено место для вопросов самих учеников, спросите у своего ребенка, что ему было непонятно. Некоторым детям некомфортно задавать вопросы в присутствии других учеников и им будет проще задать их дома. /.../
• Ученики обсудят важные моменты, касающиеся различия полов, и вам, возможно, захочется обсудить их со своими детьми. В том числе: различие полов - это не просто про наши тела или части тел, это про то, что Господь создал людей мужчинами и женщинами. Согласно христианскому взгляду на разнополость, мужчины и женщины должны уважать и поддерживать друг друга, а не пользоваться друг другом.
• Медиа оказывают большое влияние на формирование понятия сексуальности (???) у детей (англ. Media are a significant influence on growing children’s understanding of sexuality.). Многие родители считают, что полезно смотреть передачи и фильмы вместе с детьми и обсуждать, что в них говорится о сексуальности и об отношениях между мужчинами и женщинами.
• Всем детям необходима подготовка к физическим измненениям, которые несет с собой подростковый возраст, но они могут неохотно это обсуждать. Зачастую естественный разговор полезнее специальных долгих обсуждений. /.../
• Мы также будем говорить об эмоциональных и социальных изменениях, в том числе о перепадах настроения, раздражительности, желании большего уединения, росте важности дружбы. Важно поговорить с ребенком об этих изменениях и о том, как с ними справляться так, чтобы не обидеть никого из членов семьи. Полезно будет сказать ребенку, что всем нужно время, чтобы приспособиться к этому новому этапу, не только самим детям, но и родителям.
Новое
По теме половая система в шестом классе вводится только одно понятие: менопауза (англ. menopause). По теме внутриутробного развития, беременности и родов вводятся понятия ядро (англ. nucleus), околоплодные оболочки (англ. membrane), ДНК (англ. DNA), хромосома (англ. chromosome), ген (англ. gene), зигота (англ. zygote), эмбрион (англ. embryo), плод (англ. fetus), триместр (англ. trimester) и схватки (англ. labour). С помощью этих терминов объясняется, как две дающие жизнь клетки, - сперматозоид и яйцеклетка - встречаются и обмениваются генетической информацией, как развивается малыш в течение девяти месяцев беременности и как он появляется на свет. Мы также более прямо поговорим о нашем долге быть любящими и дающими жизнь в завивисимости от того, на какой стадии сейчас мы находимся. Физическая близость возможна только между людьми, состоящими в браке. Взаимное притяжение полов, которое возникает в подростковом возрасте и которое во многих случаях может закончиться браком, также кратко обсуждается в 6м классе, но более полно эти темы будут раскрыты в 7м и 8м классах".
7й класс:
"мы: • поговорим о разных аспектах полов, в том числе о характеристиках полов, половой идентичности и половых ролях (англ. examine some aspects of sexuality, including sexual characteristics, sexual identity, and sexual roles). -- здесь, да и вообще во всем тексте, некорректен перевод "сексуальность", здесь речь именно о различии по половой принадлежности; отредактирую, если придумаю, как сказать лучше.
• повторим какие изменения происходят в подростковом возрасте и о том, как меняется мужская и женская фертильность.
• поговорим о нашей ответственности за свое здоровье, в том числе сексуальное, и о формировании реалического образа тела в подростковом возрасте.
• обсудим взаимное притяжение полов и чувства, которые люди при этом испытывают, а также поговорим о необходимости самодисциплины и терпения, чтобы достигнуть цели и стать мужчинами и женщинами в полном смысле этого слова.
• поразмышляем о такой добродетели как целомудрие, о том, какое поведение и образ жизни говорят о целомудрии и свидетельствуют об уважении к своему полу (англ. respect for the gift of sexuality).
Работа в школе и дома
• На текущем этапе ваш ребенок, возможно будет менее открыт к обсуждениям на подобные темы. В отличие от более младших детей, младшие подростки считают их очень личными и предпочитают не обсуждать. Ищите поводы для разговора в поседневной жизни - совместно просмотренная программа, случай с другом о котором ребенок вам рассказал, сюжет в новостях...
• Младшие подростки склонны не обращать достаточно внимания на питание, физические упражнения и отдых. Упомянутые аспекты очень важны в периоды быстрого роста. Многие молодые люди проводят много времени в сидячем положении (смотрят в экраны, играют в игры, лазают по интернету). Чтобы это изменить, члены семьи могут сами включиться в физическую активность, или позвать в гости друзей детей. В присутствии друзей молодые люди введут себя иначе.
• Сейчас дети поглощены тем, как они выглядят и сколько весят, и это нормально для данной возрастной группы. Важно спокойно реагировать на опасения молодых людей или на их недовольство своим телом, говорить ребенку, что в этот период жизни все очень чувствительны и что со временем это пройдет. В школе с ними будут говорить о влиянии медиа на формирование образа тела. При желании спросите своего ребенка об этом разговоре.
• В этом году мы говорим о скромности. Попросите своего ребенка рассказать об этой добродетели. В школе мы будем говорить, как скромность защищает наше достоинство, особенно кагда речь заходит о личном и интимном, а также о том, как она влияет на наше поведение и на то, какое впечатление мы о себе создаем.
• В рамках обсуждения взаимного притяжения полов мы кратко коснемся темы порнографии. В интернете порнография широко доступна. Если у молодых людей есть доступ к интернету в их спальнях, всегда есть риск, что они попадут в неподходящий им по возрасту чат или посмотрят порнографию. Родители и опекуны просто обязаны поговорить на эту тему с детьми. В школе ученики обсудят, какой вред несет в себе порнография, особенно для молодых людей, которым следует направлять свои силы на то, чтобы становиться более зрелыми и дисциплинированными.
Новое
Новые термины года: первичные половые признаки (англ. primary sexual characteristic), вторичные половые признаки (англ. secondary sexual characteristic), роли мужчин и женщин (англ. sexual role), женственность (англ. femininity), мужественность (англ. masculinity), болезни передающиеся половым путем и через кровь (англ. sexually transmitted and blood-borne infection (STBBI), гомосексуальность (англ. homosexuality), мастурбация (англ. masturbation), порнография (англ. pornography). В контексте вводятся сексуальная привлекательность и сексуальные желания, возникающие после подросткового возраста и подчеркивается необходимость самодисциплины чтобы управлять ими. Тема сексуальной ориентации кратко обсуждается в рамках того, что молодые люди могут испытывать влечение к людям одного с ними пола. Поднимается тема целомудрия и внимательно рассматриваются нравственные, физиологические и эмоциональные риски вступления в половые отношения вне брака. Ученикам постараются донести важность стремления стать настоящими мужчинами и женщинами в согласии с Божьим замыслом. В 8м классе ученики узнают больше о сексуальной ориентации, планировании семьи и искусственных средствах контрацепции с точки зрения учения католической церкви.
8й класс:
"... мы: • поразмышляем о даре сексуальности (англ. gift of sexuality, не знаю я, как это по-русски сформулировать!.. Даре быть мужчинами и женщинами?) и о замысле Божьем о нас, согласно которому мы призваны к тому чтобы любить и давать жизнь.
• посмотрим, как реализовываются люди в браке и те, кто в брак не вступил (англ. explore the role of sexuality within marriage and for those who are single).
• поразмышляем о такой добродетели как целомудрие, которая помогает нам с гордостью нести дар быть мужчиной или женщиной (англ. which helps us to honour the gift of sexuality) и жить согласно Божьему замыслу.
• повторим особенности подросткового периода — изменения во внешности, перепады настроения, стресс и сексуальное влечение. Мы также поговорим о гомосексуальности с точки зрения Господа на различие полов.
• обсудим, как молодые люди могут оказаться вовлеченными в половые отношения в раннем возрасте и поговорим о серьезных оскорблениях чести и достоинства на этой почве.
• освежим в памяти информацию об инфекциях, передающихся с кровью и/или половым путем, а также их потенциальный ущерб для фертильности. Также мы поговорим о планировании семьи с точки зрения жизни в гармонии с даром фертильности.
• подведем общий итог изученному, согласно которому истинная любовь являет себя в браке. (англ. reflection on the meaning of true love as it is expressed in the enduring commitment of marriage).
Новое
• Тема сексуальной ориентации и гомосексуальности была впервые затронута в 7м классе. В 8м классе ученики повторят часть информации и их ознакомят с мнением Церкви по этому вопросу.
• В 8м классе ввводится тема планирования семьи. Будут описаны методы планирования, некоторые средства искусственной контрацепции и представлена точка зрения (католической) церкви на контрацепцию.
Работаем в школе и дома
• На текущем этапе ваш ребенок, возможно будет менее открыт к разговорам на подобные темы. В отличие от более младших детей, младшие подростки считают их очень личными и предпочитают не обсуждать. Ищите поводы для разговора в повседневной жизни - совместно просмотренная программа, случай с другом, о котором ребенок вам рассказал, сюжет в новостях...
• Самый главный посыл темы - это христианское понимание разделения полов: мужчины и женщины призваны к построению отношений на основе любви, вместе они могут стать соработниками Бога и привести в мир новую жизнь.
• При возможности, поговорите с ребенком о добродетели целомудрия, о которой мы говорим в рамках темы. Эта добродетель помогает нам контролировать наше желание получить сексуальное удовольствие. В школе с учениками поговорят о необходимости внимательно относится к выбору СМИ, игнорировать слухи и перешептывания на тему секса и избегать ситуаций, в которых их могут принудить к близости. Еще раз повторить важность всего этого дома может оказать большое подспорье.
• Мы также поговорим о порнографии, которую легко найти в интернете и которая особенна вредна молодым людям, у которых только формируются представления и ценности. Многие эксперты, в том числе полиция настаивают, что в спальнях детей не должно быть доступа в интернет. В сети слишком много искушений.
• Многие факторы приводят к тому, что молодые люди уже в юном возрасте вступают в близкие отношения. К ним относятся СМИ, влияние ровестников, а также неудовлетворенные личные потребности, которые побуждают ряд молодых людей искать внимания и любви в отношениях. Наилучшая защита - это уверенность в себе, проистекающая из осознания того, что их семья тебя любит, поддерживает и всегда примет.
Вот, собственно, и все о теме "секспросвет в школе", по-моему, исчерпывающе.
Что думаю о половом воспитании я
Хочу поговорить и о том, что я сама считаю правильным и почему.
- Лучше дочки услышат от меня (=прочитают в качественной книге), чем подхватят мифы от девочек в туалете в школе. Почему малышей надо страховать "не уходи с тетенькой с детской площадки помочь кошечке/взрослые не обращаются за помощью к детям" и тд., а подрастающих детей - не надо? В моем представлении младший (да и не младший) подростковый возраст разумно страховать еще больше, чем малышей, потому что малыши почти всегда под приглядом, а школьники - нет, они значительную часть дня проводят без родительского контроля. НО. Любой разговор дожен быть 1) соотнесен с возрастом 2) происходить по запросу. Если мне не изменяет память, то первый раз вопрос "как я появилась?" старшая дочка задала незадолго до четырех лет и вплоть до 6 ее более чем устраивал ответ "мама и папа очень любили друг друга, и от этой любви появилась ты". Ключевое тут -- донести, что ребенок - дитя любви, что его ждали, любили и хотели. В 6 лет я добавила информации, потому что от дочки поступил новый запрос. А в 8 я уже рисовала ей сперматазоид на листике бумаги, потому что опять же у нее появился запрос.
- Далее. Я сама люблю анатомию и, например, в 9м классе экзаменом по выбору сдавала биологию. Половая система - такая же нужная и важная система внутри нас, как кровеносная или дыхательная. Ни я, ни муж никогда не делали из темы табу, и это не сознательный выбор, это наше восприятие жизни. Я не люблю эвфемизмы для обозначения частей тела и меня вымораживает их использование, я за анатомические точные термины.
- В определенной степени старшей дочке было тяжелее чем многим другим детям, потому что сестра у нее появилась только в 9 лет, кроме этого, она толком не ходила в садик, поэтому даже естественное ознакомление хотя бы с внешними половыми признаками мужского пола у нее было очень и очень приблизительным и куцым. Раз негде изучать натуру, будем читать книги, решила я и долгие годы бесменным хитом была книга "Секреты человека", в которой, кстати, половой системы так раз и нет ;-). Летом 2021 года я принялась шерстить рынок на тему и приобрела несколько книг на тему полового воспитания. Ниже я расскажу о них.
"Интимный ликбез" Юлия Ярмоленко, Марьяна Гилевич
В качестве первого чтения на тему я предложила старшей "Интимный ликбез" Юлии Ярмоленко. Первый раз она прочитала эту книгу в 8,3 и затем год регулярно перечитывала. Это 100% попадание в возраст и интерес. Да, конечно, есть дети, которые в 9 лет читают уже серьезные анатомии, но это не анин случай, настолько глубоко ее наука не интересует. Поэтому книга Юлии, со схематичными иллюстрациями, с небольшим объемом предельно точного текста подошла идеально. Рекомендую с чистой совестью. Возрастной ценз - 8-9 лет, или же по запросу и интересу, но не торопитесь, рано ее не надо. Для рано есть "Секреты человека".
"Не в капусте и не аист" Анна Герцог, Жоэль Турлониас
На мой взгляд, это лет на 10-11, половое воспитание на примере новой беременности мамы. Очень схематичное и краткое описание полового акта, игры гормонов и т.д. Мне понравилась меньше "Интимного ликбеза", но она просто совершенно другая: "Интимный ликбез" - это документалка, "Не в капусте и не аист" - попытка сделать художественное кино. То есть эту книгу можно вообще не покупать, но как дополнение к чему-то более биологически расширенному она вполне подходит. И она м... как бы сказать, она деликатно написана, пусть так. По сравнению со следующей книгой ;-).
"Мое тело меняется: все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители" Джерри Бэйли
Я привыкла, что бренд издательства Clever на обложке говорит о качественности продукта, но в случае с этой книгой, это не так, на мой взгляд, это книга-фиаско. Во-первых, в книге масса фактологических ошибок, которых в книге для детей в принципе быть не должно ("плод считается жизнеспособным с 29 недели", "кесарево делают в случаях, когда ребенок в животе улегся в неправильном положении - не головой к выходу, а ножками", "женский оргазм бывает клиторальным и вагинальным" и тд.) Во-вторых, книга написана исключительно светским языком и исключительно м... либерастично. Даже не либерально, а именно либерастично, почувствуйте всю негативную коннотациюyt
. Категорически не рекомендую эту книгу детям, растущим в традиционных парадигмах, например, ребятам из православных семей (предыдущую, кстати, "Не в капусте, и не аист" вполне можно. И "Интимный ликбез" можно.). В-третьих, чисто технический огрех - текст неидеально вычитан редактором.
Справедливости ради, в книге есть хороший разворот про ВИЧ и СПИД. Я считают это ее плюсом.
В целом, мысль о более подробном изложении физиологии чем в "Интимном ликбезе" хороша, не всегда детям будет по 10 лет. Углубление в анатомии лет в 13-14 - это хорошо и правильно, но именно в анатомии, для этих целей и нужно анатомическое изложение. Без дополнительного "соуса". "Соусом" анатомию пусть снабжают родители, имхо. Ну или образовательное учреждение, чья точка зрения совпадает с родительской, в этом смысле моя точка зрения совпадает с той, что дочке преподносят в ее католической школе.
В общем вопрос о хорошей книге на тему полового воспитания для детей старше 10 лет, скажем лет 12-14, для меня по-прежнему открыт.
"Слишком рано! Сексвоспитание подростков в эпоху интернета" Альберто Пеппай
На книге стоит маркировка 18+. Я с ней не согласна категорически, в 18 лет подавляющее большинство детей знает если не все, то почти все, а добрая половина уже и испробовала, а кое-кто и родил.
Но, собственно, возрастной ценз - это не то, ради чего в данном случае следует ломать копья потому что это книга не для детей, а для их родителей. И она прекрасна.
"Секреты человека"
В завершение покажу вам книгу, которую не раз упоминала в этой статье - "Секреты человека". Она совсем малышовая, лет с 3х, наверное, и до, ну... 5, наверное, может быть, 6 лет. И она совершенно чудесная благодаря створкам - детям нравится эти створки открывать. Половой системы в ней нет, если что. Прекрасная - на мой взгляд идеальная - первая анатомия для малыша.
#канада
#страна_кленового_листа