Сегодня на канале рубрика "Клуб любителей домашних библиотек". Сразу передаю слово гостю канала.
Меня зовут Кабанов Игорь Александрович. Более 30 лет работал в сфере кино и ТВ (закончил ВГИК). Сейчас пенсионер, живу в Москве.
Свою библиотеку начал формировать со студенческих лет (конец 70-х – начало 80-х гг.). У родителей было не очень много книг – отец военнослужащий, нам приходилось часто переезжать (и не только в пределах Союза) и таскать с собой лишний груз они не хотели. Только когда родители осели на постоянное место жительства в г. Иваново, книг стало появляться больше.
Никогда не считал количество книг в библиотеке, но, думаю, не менее 1.5 тысяч штук. И я помню историю появления практически каждой книги в своей библиотеке. Одним из первых был томик стихов Марины Цветаевой (из Малой серии).
В те времена в СССР (особенно в провинции, где мы тогда жили) было очень тяжело с покупкой книг (как и со многим другим!). Книги приходилось «доставать» всеми правдами и неправдами. Я познакомился с парнем, он был на несколько лет старше меня, жил с мамой, которая была какой-то партийной «шишкой» средней руки и потому имела возможность получать книги по спецснабжению. Но, похоже, ни ее саму, ни ее сына книги особо не интересовали. Они держали их «для интерьера». И сын – втихую от матери – таскал книги и продавал мне.
Помню, что купил у него три книги (удовольствие было не дешевое!): монографию, посвященную Ван Гогу, Е.Муриной, «Импрессионисты перед публикой и критикой» Оскара Рейтерсверда (Искусство, 1974г.) – отличное издание и томик Цветаевой. Причем, Цветаева была «не кондиция», т.к. попала в воду и была в синих разводах от поплывшей краски. Но меня это ничуть не смущало, я готов был купить ее и в таком виде, лишь бы иметь на руках свой томик стихов Цветаевой. С тех пор я купил полное собрание сочинений Цветаевой и немало критических и биографических работ о ней и ее поэзии, но тот старый томик до сих пор храню и время от времени беру, перечитываю любимые вещи.
Расскажите об уникальной книге в вашей библиотеке: самой красивой, самой большой / тяжёлой, самой любимой, самой старой.
Самая большая книга – это, наверное, альбом Караваджо. Я большой поклонник его творчества и привез этот альбом из Италии (правда, потом оказалось, что его можно было купить и в Москве! Но, как говорится, «своя ноша не тянет!»).
Самые старые книги – тома Пушкина и Достоевского, изданы в конце XIX века. Пушкина я купил у букиниста в Риге, а томик Достоевского «Бесы» 40 лет назад у бабушки на барахолке в Иваново.
Рассказать же я хочу о небольшой книге Г.Козинцева «Время и совесть». Это книга небольшого формата, изданная в 1981 году издательством при «Бюро пропаганды советского киноискусства» СК СССР. Теперь уже нет ни этой организации, ни здания Киноцентра на Баррикадной, где я купил книгу, ни, увы, того кинематографа, из-за которого я сам когда-то пришел в кино.
Мне всегда нравились фильмы Козинцева, особенно его экранизации Шекспира. В 80-е, когда издали пятитомник работ Козинцева, я сразу купил его и с огромным интересом прочитал все 5 томов. Потом вышел еще один дополнительный том писем, и его я тоже купил. Но все это время (и до сих пор!) с особым трепетом я беру в руки эту небольшую, но очень хорошо и профессионально изданную книгу и перечитываю ее. По сути это дневниковые рабочие записи, которые режиссер вел всю свою жизнь. Но, несмотря на то, что последняя запись сделана 50 лет назад, мысли, изложенные в них, на удивление современны и актуальны. Проблема совести по-прежнему остается главной темой века!
Есть ли у вас книги с особой историей или интересными дарственными надписями?
Особых историй, пожалуй, не расскажу, а вот книги с автографами есть.
В 2015 году мы проводили в Венеции выставку картин из коллекции Музея русского импрессионизма. Среди гостей оказался русский художник Гриша Брускин, который давно живет в США и выставляется по всему миру. Мы познакомились. Оказалось, что тогда же в Венеции проходила и его выставка «The Alphabet of Memory». В память о знакомстве Гриша подарил мне каталог выставки со своим автографом.
А в 2016 году в Москве, по случаю открытия Музея русского импрессионизма, проходила персональная выставка работ Валерия Кошлякова – одного из самых известных и популярных современных российских художников (правда, и он уже много лет живет в Париже!). Я участвовал в подготовке этой выставки и на память о совместной работе Валерий подарил мне монографию со своим автографом.
Ну, и еще история из далекого прошлого, об одном автографе, которым я дорожу. В 1985 году в Иваново (где я тогда жил), приезжал с гастролями Олег Янковский. Выступление прошло успешно, зрителей было много и все остались довольны встречей с замечательным актером. А после выступления я подошел к Олегу Ивановичу и попросил его дать мне автограф на память и предложил для автографа страницы журнала Film Vilag, где была большая статья о показе в Каннах фильма «Ностальгия» А.Тарковского, в котором Янковский играл главную роль. Олег Иванович был приятно удивлен, что в Иваново знают об этой его работе (надо помнить, что тогда имя Тарковского в СССР было под запретом и все его фильмы были сняты с показов; и, конечно, никакой информации о фильме «Ностальгия» в официальной прессе не было.). Он спросил меня о чем пишут в статье (я кратко рассказал содержание), мы еще поговорили несколько минут, и затем Олег Иванович расписался на странице с кадром из фильма.
К слову. Я коллекционирую все работы, связанные с творчеством А.Тарковского – фильмы (его и о нем), книги, афиши и т.д. Тарковский – один из самых любимых моих режиссеров.
Сохранились ли в домашней библиотеке книги из вашего детства?
Нет, таких книг практически нет. Основная часть библиотеки собрана мною за годы моей жизни.
В какой обстановке (место, время, антураж) вы больше всего любите читать? а в какой обстановке чаще всего читаете?
Люблю читать дома, за рабочим столом, в кресле или лежа в кровати перед сном.
Много ли в вашей библиотеке непрочитанных книг?
Как минимум треть. Пока активно работал, не было особо времени много и регулярно читать, а книги покупались постоянно. Так что теперь наверстываю!
Почему вы любите бумажные книги? Пользуетесь ли электронными?
Книги люблю именно в бумажном виде. Может привычка и консерватизм взглядов присущие возрасту?!. Но мне очень приятно брать книги в руки, чувствовать их вес, фактуру, запах, шелест страниц при перелистывании (а если это еще и прекрасно изданные книги с отличной полиграфией, то тут нет никаких вопросов – только в печатном виде! А книги по искусству, как их можно читать и смотреть не «вживую», а на компьютере?..).
В электронном виде я читаю только статьи по интересующей меня теме или книги, которых нет (или я не нашел) в печатном виде. Но таких не так много!
Как относятся ваши близкие к тому, что вы храните книги дома?
Близкие с пониманием относятся к моему увлечению. Правда, жена иногда ворчит и говорит, что «она живет в библиотеке!», но я вижу, что когда приходят в дом новые люди, она с едва скрытой гордостью показывает им нашу библиотеку. В общем, все нормально и с этим нет никаких проблем.
Спасибо большое Игорю Александровичу за рассказ. Лично я под большим впечатлением. Уникальные экземпляры с автографами, красочные издания. Помимо прочего, мне очень понравилась сама расстановка книг - обложками вперед. Привлекает внимание, хочется рассматривать.
Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк.
Все истории домашних библиотек, опубликованные на канале, собраны в подборке - "Клуб любителей домашних библиотек".
Если вы владелец домашней библиотеки, приглашаю поучаствовать в рубрике и рассказать о своих книгах. Участникам я направляю анкету с вопросами для ориентира.