Галилей был осуждён за то, что публично поддерживал гелиоцентрическую систему мира Николая Коперника, которую католическая церковь считала еретической. Он был приговорён к домашнему аресту и вынужден был отречься от своих взглядов. Есть легенда, что после отречения он произнёс фразу «А всё-таки она вертится», но нет никаких доказательств этого факта.
За что церковь наказала Галилея?
Многие думают, что Галилей был наказан за то, что утверждал, будто Земля движется вокруг Солнца. Но на самом деле эта история не так проста. Давайте разберёмся в ней подробнее.
Сначала расскажу о том, какие системы мира существовали до Галилея.
Вы знали, что ещё в древности греческий учёный Аристарх Самосский предложил идею о том, что Солнце является центром вселенной? Это было за 2000 лет до Коперника! Но почему же его теория не стала популярной?
Потому что другой греческий астроном - Птолемей - создал более сложную и точную модель мироздания, в которой Земля стояла на месте, а все небесные тела кружились вокруг неё по сложным орбитам. По его расчётам можно было определять положение звёзд и планет на небе и использовать эту информацию для путешествий и торговли. Его система мира просуществовала более 1000 лет!
А теперь перейдём к Копернику.
Николай Коперник был первым в современной эпохе, кто предложил гелиоцентрическую систему мира, то есть идею, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца.
Он разработал математические формулы и таблицы для расчёта положения планет на небе. Его таблицы не были точнее, чем те, что использовал Птолемей в своей геоцентрической системе – обе модели имели ошибки из-за неверных предположений о форме орбит планет. Только Иоганн Кеплер смог создать более правильные таблицы на основе законов движения планет.
Католическая церковь не преследовала Коперника за его теорию – наоборот, она интересовалась её возможным применением для реформы календаря. Папа Римский Климент VII даже похвалил работу Коперника после лекции одного из его сторонников.
Церковь была занята другими проблемами в XVI веке – антикатолическая реформация разделила христианскую Европу на несколько конфессий, которые вели между собой жестокие войны. Астрономия не была приоритетом для Рима.
Но почему же церковь осудила Галилея за то же самое? Ведь он был учеником Коперника и продолжал его дело.
Галилео Галилей был выдающимся физиком и астрономом XVII века – он сделал много открытий с помощью телескопа и подтвердил теорию Коперника. Он был известным и уважаемым человеком, но также достаточно спорным и самонадеянным. Он часто критиковал своих оппонентов и даже частенько намекал на то, что они глупы или необразованы.
Ошибки Галилея
Галилей был великим ученым, но не безупречным. Его теории о кометах были одной из его слабых сторон. Его спор с Грасси стал одной из причин его падения в глазах церкви и общественности.
Галилей был не прав в своих утверждениях о кометах. Он не учитывал того, что кометы имеют собственные орбиты и движутся по законам Кеплера. Он также ошибочно полагал, что кометы не могут наблюдаться в телескоп. Грасси же доказал, что кометы являются реальными небесными телами и находятся за пределами лунной орбиты. Он также сделал точные расчеты их траекторий и периодов обращения.
Галилей не только ошибался в научных вопросах, но и проявлял недостойное поведение по отношению к своим оппонентам. Он оскорблял Грасси и его сторонников, приписывая им глупость и невежество. Он также пользовался псевдонимами и фальшивыми авторствами, чтобы избежать ответственности за свои слова.
Галилео Галилей был известным и уважаемым ученым, который не боялся высказывать свои мысли и критиковать противников. Его остроумие и сарказм привлекали внимание общественности. Но церковь не одобряла его дерзкие высказывания о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Особенно негодовали иезуиты – мощный религиозный орден, с которым Галилей постоянно спорил. Они начали писать жалобы на ученого в инквизицию, обвиняя его в ереси.
В 1616 году церковь запретила распространение гелиоцентрической системы, она была принята за ересь. Галилей продолжал защищать свою точку зрения и написал книгу «Диалог о двух главных системах мира», где он изложил аргументы за и против обеих моделей.
Галилей, однако, чувствовал себя защищенным от преследований благодаря своим друзьям и покровителям в высших кругах. Он был особенно рад, когда его старый знакомый Маффео Барберини стал римским папой под именем Урбан VIII. Он разрешил Галилею написать книгу о двух системах мира.
Книга под названием «Диалог о двух главных системах мира» была опубликована в 1632 году с одобрения инквизиции и самого папы!
Возможно, Галилей хотел быть остроумным и колким, но его юмор не был оценен.
Книга представляет собой диалог - долгую дискуссию между тремя участниками: Сальвиати, Сагредо и Симпличио. При этом книга написана не на латинском (как принято было для научных работ в те времена), а на живом разговорном итальянском языке. Сальвиати (это имя намекает на итальянское слово «salvi», то есть «спасители») - это сам Галилей, «спаситель от мрака невежества», саркастичный, издевательский, колкий. Сагредо (по-испански «святой») - это своеобразный арбитр, беспристрастный и разумный судья (который, однако, в конце концов соглашается со всем, что говорит Сальвиати, то есть Галилей). Наконец, Симпличио - сторонник взглядов Аристотеля и Птолемея, основной «противник» и цель всех шуток. Имя «Симпличио» также «говорящее», оно означает «простак», «бездарь». При этом Галилей очень точно изобразил… римского папу Урбана VIII - своего старого друга и покровителя.
Маффео Барберини, он же Урбан VIII, был возмущен. Более того, Галилей сразу после издания книги разослал её всем высокопоставленным лицам церкви и лично самому герцогу.
В общем, Урбан VIII почувствовал себя униженным перед всем миром и посчитал такой поступок со стороны Галилея непростительной изменой… Тут же подоспели все недоброжелатели учёного, которые не могли упустить такую уникальную возможность.
Вся мощная поддержка вмиг рассыпалась. Не помогли ни просьбы герцога Тосканы Фердинандо II (ученика Галилея), ни даже французского короля Людовика XIII.
Галилей был заключен в тюрьму, а потом после суда и публичного отказа от своих тезисов - под домашний арест, под строгим контролем инквизиции. Никаких лекций, никаких комментариев, никакой «медийности». «Блогера забанили в интернете».
Галилей до конца жизни обвинял в своих несчастьях орден иезуитов. Он не признавал своей вины. А папа Урбан так и не простил бывшему другу – он был так обижен, что даже запретил ставить Галилею памятник и хоронить его в родовой усыпальнице во Флоренции…
Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению – насколько Галилей сам способствовал своему гонению своим «талантом» заводить себе недоброжелателей и терять друзей. Однако они сходятся в том, что если бы учёный был хоть немного более сдержанным и дипломатичным, всё могло сложиться по-другому… «Не обижай друзей, если можешь» – этот совет Публия Сира кажется очень уместным. А вы как думаете?
Подпишитесь и поставьте большой палец вверх! Это очень поможет продвижению моего канала) Спасибо!