Осмелится ли критик неодобрительно отозваться о романе про Гражданскую войну и страшные факты о тысячах безвинно погибших людей? Про жестокость и подлость? Про доброту и совесть, которые есть в человеке независимо от того, воюет ли он за красных или за белых? Эти темы остаются для нас острыми и болезненными, но про недостатки романа умолчать нельзя. Впрочем, достоинства у него тоже имеются.
Действие романа «Бронепароходы» Алексея Иванова происходит в 1918-1919 годах в Перми и других городах на Каме и Волге. Города захватывались то белыми, то красными, речные пароходы тоже переходили из рук в руки. Капитаны и матросы, судовладельцы и их семьи вынужденно втягивались в войну. Писатель Иванов заслужил читательскую благодарность за основательную работу над исторической канвой романа: он собрал многочисленные сведения о кораблях и их устройстве, о пароходных компаниях и военных флотилиях, о сражениях и жертвах. Факты подчеркивают тоску по мирной жизни и созидательному труду. Однако в целом сюжет оказался, на мой взгляд, перегруженным и кое-где вторичным.
Изматывающие погони и хладнокровные убийства ради огромных сокровищ уже встречались в романах Алексея Иванова. В «Золоте бунта» искали пугачевскую казну, в «Тенях тевтонов» - легендарный меч, ну а в «Бронепароходах» – золото Госбанка. Многокилометровые перемещения по рекам тоже хорошо знакомы по романам «Золото бунта», «Сердце Пармы», «Географ глобус пропил».
Погони, расстрелы и рукопашные схватки описаны в «Бронепароходах» столь детально, что читатель дрожит от нервного напряжения. Да-да, я поймала себя на такой нервной дрожи, когда слушала аудиокнигу «Бронепароходы». Жару поддавал чтец Сергей Бурунов, который орал, не жалея глотки, когда произносил реплики капитанов или комиссаров в самые горячие моменты.
Но настоящее изнеможение пришло, когда главная героиня романа Катя начала рожать непосредственно на буксире, плывущем по Каме с полным трюмом золота. Буксир уходил от погони, попадал под обстрел, горел посреди нефтяного разлива, таранил полыхающую баржу, проскакивал под заминированным мостом, матросы гибли один за другим – а Катя никак не могла разродиться. Наконец, буксир спасся от преследователей, все главные герои погибли, и Катя произвела младенца на свет. Но я, бедный слушатель, почувствовала не катарсис, а гнетущую усталость от небывалого избытка чувств и эмоций.