Южный Гоа, 6 утра. В воздухе еще витает дым от вечерних костров. Нехотя, полусонные, мы садимся в автобус, мысленно я осуждаю себя за то, что вместо спокойного отдыха на светло-песчаных пляжах, пятый день подряд колесим по штату, как сумасшедшие, в поисках истины, наверное…Панаджи, столица штата, здесь до сих пор живут потомки португальцев, которые много лет назад осваивали Индию,
Мурдешвар - священный город у индусов, знаменит гигантской статуей Шивы и высокой башней Гопурам
Маргао, где мы отчаянно пытались установить связь с внешним миром, потому что в Индии интернет жестко контролируется властями, и для получения заветной сим-карты нужно два активных номера телефона, то есть два человека, которые смогут за тебя поручиться.
И мы их нашли, правда, пришлось купить шёлк и отблагодарить наличными.
За последние несколько лет индусы пересели со скутеров на автомобили, дорожное движение стало еще сложнее. Учитывая это, мы взяли машину, чтобы более комфортно перемещаться в Гоа. В Индии активно строят новые дороги и ремонтируют старые, это радует.
Минут через 20 собралась вся группа и в автобус запрыгнул наш гид, «повернутый» на Индии в хорошем смысле слова. Я не люблю организованные групповые туры, но этот останется в моей памяти надолго. А ехали мы, собственно, в Гокарну – священную деревню в соседнем штате Карнатака, по легенде это то самое место, где бог Шива появился из уха коровы. Гокарна так и переводится - “Го” это “корова”, “карна” – “ухо”. Кстати, Индия продолжает делиться на отдельные штаты. Индийские штаты в свое время выделялись именно по языковому признаку, в каждом свой язык, во многом похожий на хинди. На дорожных указателях три языка – язык штата, хинди и английский. Интересно, что люди из разных штатов могут не понимать друг друга. Религиозное, языковое и культурное различие нередко приводит к межнациональным распрям. Столкновения между индуистами и мусульманами, к примеру, уже не один раз заканчивались трагедией. На рассвете заезжаем в Карнатаку – один из самых богатых и развитых штатов страны. Здесь я попробовала традиционный индийский завтрак – треугольный пирожок с начинкой из бобов со специями.
После сытного завтрака наша группа дружно засопела под монотонное звучание мантры из колонок, так мы заехали в Гокарну. Сразу скажу, посещение этой деревни – испытание не для слабонервных. В Индии есть несколько священных мест, где проходит процедура погребения, самое известное – это город Варанаси - город мертвых. После смерти тело умершего не хоронят, а сжигают, пепел после сожжения рассеивают на берегу реки Ганг – самой грязной реки в мире. Нередко в Ганге можно разглядеть проплывающие мимо некоторые части тел, а то и вовсе мертвое тело, потому как женщин и детей не кремируют, их просто скидывают в Ганг. Поражает то, что в реку сливают отходы жизнедеятельности и одновременно моются, чистят зубы и даже купают детей, а еще забирают воду для приготовления еды! Ученые брали пробы воды и обнаружили возбудителей тифа, гепатита, смертельно опасные бактерии живых организмов, при этом очистные сооружения отсутствуют. В Гокарне, куда мы приехали, нет реки, где можно проводить ритуалы сожжения, поэтому в центре деревни вырыли яму и по легенде заполнили ее водой из Ганга. Сейчас это священное озеро Коти-Тиртха.
Круглосуточно здесь проводят традиционные похороны, а пепел отправляют прямо в озеро. Под навесами стоят специальные жаровни, если тело сгорело не полностью, отдельные его части сжигают здесь – настоящий шок для туристов!
При этом многие верующие окунаются в озеро, считается, такая процедура омовения смывает все грехи. В озере также стирают, купаются, пьют воду! Наш гид любезно предложил окунуться, чтобы очиститься от грехов, но желающих почему-то не оказалось. Паломники, приезжающие в Гокарну со всей Индии твердо уверены в том, что купание в священном озере избавляет от кожных заболеваний. Атмосфера, конечно, удручающая. Вот где можно увидеть настоящую Индию. Беспощадное солнце над головой, душные узкие колоритные улицы, это сделано для того, чтобы священные коровы не смогли зайти в дом, ощущение тяжести в голове и теле, тяжелая энергетика, затхлый горьковатый привкус во рту, на ногах и в воздухе чей-то пепел...Я была в открытой обуви, ноги тут же покрылись пылью и пеплом.
А еще перед входом в храмы нужно обязательно разуться, в Гокарне их несколько. Потому что по индийским поверьям именно обувь собирает плохую энергетику, и если зайти в храм обутым – это будет расцениваться, как неуважение к Богу. Поэтому в Индии обувь не воруют, а вместо пяток у людей черные угольки. Коровы Гокарны считаются потомками той самой коровы, через ухо которой пришел на землю Шива, поэтому у них особое вип-положение. Животные, на правах человека, расхаживают по городу, им здесь хорошо.
На улицах стоят огромные колесницы Рахта Ятра – передвижные храмы на колесах. Во время фестиваля Маха Шиварати в честь бога Шивы в них запрягают священного белого быка огромных размеров, которого, к сожалению, я не сфотографировала, запрещено. Это божественный бык Нанди, на котором разъезжал Шива. Погибнуть под колесами такого сооружения считается благом, так что многие фанатичные паломники бросались под гигантские колеса прямо во время праздничного шествия.
Возвращаясь к процедуре погребения – позволить себе ее может далеко не каждый житель Индии. Для кострища необходимо 360 килограммов дров на одно тело, богатые индусы используют сандаловое дерево, остальные довольствуются крематориями, это гораздо дешевле. Так, сожжение одного тела обойдется примерно в 250 тысяч рупий. После того, как костер прогорел, пепел собирают в урну и на следующий день развеивают над водоемом. Мы подошли к небольшому погребальному водоему с водой, привезенной из Ганга, где на наших глазах священнослужитель в белых одеждах принес чью-то урну и высыпал содержимое в воду.
В воде плавает не мусор, а цветы и ритуальные поминальные угощения для умерших. Сквозь мутную воду можно разглядеть останки человеческих тел.
Я с большим трудом выдержала эту поездку. Напоследок нас привезли на священный пляж Ом недалеко от Гокарны, но вместо пляжа, где с удовольствием купалась группа, мы предпочли бассейн, где и совершили омовение после непростого «экскурса» в индийский загробный мир.
Как оказалось, наш гид, приехал сюда, чтобы навестить своего друга, который разбился на мотоцикле пару лет тому назад, и предложил зайти в крематорий…но это уже другая история.