Президент России Владимир Путин планирует посетить Южную Африку, которая является участником Международного уголовного суда. Однако венгерские эксперты отметили, что были случаи, когда Южная Африка отказывалась от обязанности арестовывать и экстрадировать людей по ордеру МУС. Например, в случае с бывшим президентом Судана
Южная Африка оказалась в центре международного внимания после того, как газета Kyiv Independent сообщила, что президент России Владимир Путин может посетить страну на саммите БРИКС в августе. Южная Африка является участником Международного уголовного суда (МУС), поэтому она была бы официально обязана задержать и экстрадировать главу российского государства в Гаагу, если бы он въехал в страну. Однако в 2015 году в стране уже был случай, когда тогдашний действующий президент Судана Омар Хасан аль-Башир не был экстрадирован по ордеру МУС на арест, заявил Норберт Тот, доцент кафедры международного права Национального университета государственной службы.
В то время Международный уголовный суд вынес предупреждение Южной Африке, указав, что страна нарушила этот статут. Южноафриканцы тогда ссылались на принцип иммунитета глав государств - сказал эксперт. Норберт Тот заявил, что в международном праве действительно существует принцип, согласно которому власти и суды других стран в принципе не могут преследовать глав государств. Раньше это был абсолютный принцип, но в некоторых странах сейчас предпринимаются попытки игнорировать его в случае серьезных преступлений, таких как геноцид и военные преступления.
После того, как президент Судана не был экстрадирован, Южная Африка указала, что хотела бы покинуть МУС, но этого не произошло. Вопрос в том, сделают ли они это снова ради Владимира Путина. Норберт Тот считает наиболее вероятным сценарий, при котором Владимир Путин больше не будет рисковать после недавно выданного международного ордера на арест. И если бы он действительно появился на саммите, Южной Африке пришлось бы дать гарантии, что они не выдадут российского президента суду.
Медведев ставит под сомнение юрисдикцию Гааги
Бывший президент России и премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что были бы ужасные последствия, если бы МУС выдал ордер на арест Владимира Путина, в то время как Россия не участвует в Международном уголовном суде. Однако, по мнению эксперта, участие соответствующей страны не обязательно является необходимым для выдачи ордера на арест. Для того чтобы МУС мог преследовать в судебном порядке конкретных лиц, он должен быть в состоянии установить свою юрисдикцию. Он можете сделать это по разным причинам, таким как:
- если преступление совершено на территории государства-участника;
- если преступление совершено гражданином государства-участника, или;
- если Совет Безопасности ООН передает конкретные дела в суд.
В данном случае эти условия не соответствуют юрисдикции МУС, но украинцы, которые также не являются сторонами в этом суде, взяли на себя односторонние обязательства перед МУС в ноябре 2013 года. В нем говорится, что с этого момента все случаи геноцида, военных преступлений или преступлений против человечности, происходящие на его территории, подпадают под юрисдикцию суда. Эти предполагаемые преступления имели место в Украине, - объяснил Норберт Тот.
Если Путин предстанет перед судом
По мнению эксперта, в том случае, если бы Международный уголовный суд провел разбирательство в отношении Владимира Путина и установил его уголовную ответственность, т.е. не оправдал его, например, президенту могли бы грозить следующие наказания:
- пожизненное лишение свободы или
- лишение свободы на определенный срок, но не более чем на тридцать лет,
в качестве "дополнительного наказания" возможны штрафы, конфискация имущества.
Он отметил, что в случае бывшего президента Кот-д'Ивуара Лорана Гбагбо, например, Гаагскому суду была предоставлена возможность провести разбирательство после того, как новый режим освободил бывшего главу государства после смены власти в 2011 году. Однако в случае с российским президентом эксперт не ожидает такого поворота событий, даже если оппозиция придет к власти.
Возможно, Владимиру Путину был бы объявлен импичмент у себя дома или ничего бы не произошло, но заключение бывшего главы государства стало бы огромной потерей престижа для России, - резюмировал Норберт Тот.