Найти тему

История 94: СКАЗКИ, БАЙКИ И ЛЕГЕНДЫ

Вы читали “Дающего” Лоури? Там граждане для их же блага лишены памяти, чувств, семейных и дружеских уз, чтоб не знать страданий и радоваться жизни. Доступ к опыту предков имеет только один человек - Хранитель памяти.

У Швецовых есть своя хранительница памяти - тётя Наташа Н., кузина нашего папы. Она с юности расспрашивала тётушек, слушала их рассказы о Елани и бабушке Евдокии Христофоровне, а в 2005-м не выдержала и сорвалась с места.

Саратовская губерния, из набора открыток 1858 года. Фото из интернета
Саратовская губерния, из набора открыток 1858 года. Фото из интернета

Перед поездкой она уточняла:

- Как добираться?

Тётушки припомнили:

- До станции на поезде, а дальше на телеге.

В Елани тётя Наташа прошла по “нашим” местам и даже поговорила со старожилами, которые помнили Швецов сад.

- Как вы нашли старожилов? - интересовалась Маша.

- Пришла на главную улицу и стала стучать в двери, - объясняла тётушка.

- Во все подряд? - ахала Маша.

- Во все подряд, - невозмутимо кивала тётя Наташа. - А что ты удивляешься? И ты бы стучала.

Тётушка вернулась с пачкой фотографий и пучком засушенной полыни из бабушкиного сада, села за стол и в один момент записала всё, что много лет копила в памяти.

Она жаловалась:

- Тётя Ира, в отличии от тёти Шуры, ничего не рассказывает, а всё, что рассказывала тётя Шура, я благополучно забыла! - но тем не менее, у неё собралось три увесистых папки с записями, документами, старинными фотографиями и древом на пять страниц формата А4.

Мало того, она сумела сохранить не только факты, но и ощущения. Благодаря ей мы знаем, как аромат вишни наполнял еланский клуб,  как Мотя сиживал “в Таганке” у печки с бело-синими изразцами, как…впрочем, обо всём по порядку.

Маша ездила к тёте Наташе в гости, каждый раз увозя огромный кусок её фирменного лимонного пирога, порцию новых историй и очередную папку. И поскольку тётя Наташа ведёт рассказ от прошлого к настоящему, нам тоже придётся сменить привычный курс и начать с Елани.

Толковый словарь определяет слово “елань” как солнечную поляну среди леса, покрытую мелким кустарником и душистыми травами. Как для папы - Ташкент, а для мамы - Челябинск, так для старшего поколения Швецовых слобода Елань Аткарского уезда Саратовской губернии была центром вселенной, и мы тоже научились произносить её имя с благоговением.

Через всю слободу с запада на восток тянулась мощёная булыжником Елецкая улица. Она делила Елань на две части, жители которых не смешивались, но и не враждовали, - украинскую и русскую. Крестьяне всей Еланской вотчины ещё в 1811-1819 годах откупились на волю и стали свободными.

Елецкая улица. 1909г. Фото из интернета
Елецкая улица. 1909г. Фото из интернета

По обе стороны Елецкой стояли самые зажиточные дома и торговые лавки. В палисадниках голубела сирень, алели граммофоны мальвы и топорщились рыжие плоёные воротнички бархатцев, по-местному, “чернобривцев”. К окраинам расходились кварталы с постройками победней, с постоялыми дворами, школой, богадельней, больницей, домами крестьян, извозчиков, ремесленников, в том числе, столяров и кузнецов - немецких переселенцев. С любой точки слободы виднелись маковки трёх православных церквей. На западной окраине находилось кладбище, тоже разделённое на две части - русскую и украинскую.

Вокруг Елани высились курганы - пара громадных и несколько “кургашей” поменьше. Из поколения в поколение передавались легенды о зарытых в земле сокровищах. Многие мечтали откопать набитый золотом бочонок или зашитую в бычью шкуру казну. Но для этого требовались “кладовые записи” и знание зароков и ключей.

Белым днём разрывать курганы решался не каждый: того и гляди, разбойники или урядник нападут, поколотят, отнимут добычу. Ночью же сокровища стерёг страшный зверь котобрысь, громадный чёрный кот с огненными глазами. Неслышно подкрадывался он к вору, ослеплённому блеском золота, кидался молнией и впивался прямо в горло. И если от ужаса грабитель не мог вовремя сотворить молитву, то погибал на месте.

Думаете, мы фантазируем? Ничуть не бывало. Все эти полезные сведения в начале двадцатого века археолог Б.В.Зайковский, хранитель музея Саратовской учёной архивной комиссии, подчерпнул в беседах с местными жителями. Он, правда, отмечал, что, несмотря на смертельную опасность, курганы беспрестанно подвергались разорению.

Пока авантюристы искали клады, Швецовы полагались на собственную хватку. Они немного занимались крестьянством, но в основном - ремеслом и торговлей, о чём говорит сама фамилия, которая произошла от слова “швец”, - предки шили шапки.

Самого первого известного нам Швецова звали Иван, он родился в конце XVIII века и женился на Матрёне Семёновне. Именно с этой женщины тётя Наташа и начинает историю.

Про Матрёну есть пара семейных легенд. Мы вообще только легенды и планируем сегодня рассказывать. Говорят, мужчины не могли тягаться с ней силой. Когда везли зерно на мельницу, ей на спину взваливали мешок аж двое мужиков: один не справлялся.

Однажды Матрёна шла по дороге, вдруг видит: стоит телега с тяжёлой поклажей.  У колеса сломалась ось, вот хозяин и просит Матрёну, мол, присмотри за добром, а я побегу за помощью. Матрёна не стала терять времени, нагнулась, подставила под край плечо, крякнула и приподняла телегу. Мужик снял колесо и исправил поломку.

Тётя Наташа добавляет, что он ещё восхитился:

- Вот это да!

А может, выдал что-то более эмоциональное.

У Матрёны и Ивана было две дочки и два сына. Дочки вышли замуж и покинули родительский дом. А сыновья привели жён к родителям: Пётр - Елизавету, в просторечье - Лисапету, а Матвей, наш прямой предок, - Евдокию.

Евдокия выросла в семье зажиточного мельника, куда её будто бы подкинули младенцем. В мужниной семье ей жилось несладко. Сказочная богатырша Матрёна Семёновна была суровой свекровью, и кроме чудесной силы обладала чудовищной жестокостью.

От одной из тётушек папа слышал такую историю. Однажды Евдокия то ли намекнула свекрови, что та ей задолжала, то ли Матрёна нашла у неё припрятанную овчинку, - подробности уже забылись, осталась суть: разъярённая Матрёна Семёновна так поколотила невестку, что у Евдокии случился выкидыш.

Но не стоит считать Евдокию забитой и робкой. У неё смолоду были и характер, и дерзость, и своеобразное чувство юмора. Об этом свидетельствует другая байка. Обе Швецовские невестки, Евдокия и Лисапета, озорные и весёлые, пошли купаться на речку, разделись до сорочек и залезли в воду. Вдруг видят - церковная процессия. Они выбрались на берег и, чуть ли не на ходу натягивая на мокрые сорочки платья, пристроились к шествию. Батюшка вышел из себя и подал на нахалок в суд. Свёкор Иван Швецов самостоятельно защищал их в суде. И отстоял, что характеризует предка как человека сообразительного, развитого и неплохого оратора.

Годы спустя Евдокия Христофоровна крепко и уверенно взяла в руки и мужа, и хозяйство, и торговлю, и семьи сыновей, и сама превратилась в единоличную хозяйку, “мамашу”, как её звали домашние. И тогда уже новая невестка подхватила печальную эстафету обид.

Евдокия Христофоровна
Евдокия Христофоровна

У папы при взгляде на её портрет всегда слегка перехватывает дыхание, и он восхищённо говорит:

- У, какая!