Говорят, что такая кончина – уснуть и не проснуться, – настоящий «божий дар». Наверное. Особенно когда человек уже стар, устал от сопровождающих старость болезней, и тогда уход в мир иной вот так, не осознавая, что с тобой происходит, действительно может восприниматься как подарок судьбы.
Только вот… а если это как мучительный сон о том, что ты тонешь, и тебе срочно нужно сделать вдох в горящие лёгкие – а они не работают? Так что смерть всегда была и будет личной трагедией человека и концом его Вселенной.
И неважно в этом свете, кто умирает. Деревенский пастух, ни разу в жизни не покидавший своего родного уезда – или правитель могущественной державы, от мановения пальца которого зависит мир на планете и даже её существование.
10 ноября 1982 года умер как раз такой правитель – Генеральный секретарь Компартии Советского Союза, Председатель Президиума Верховного Совета страны Леонид Ильич Брежнев. И как это всегда бывает, после его кончины расцвели пышным цветом конспирологические теории, где-то утверждалось, что лечили не тем и не вовремя, да ещё с помощью внедрённых спецслужбами «агентов влияния» (ага, в чине медсестры!).
То вообще придушили – ибо у правителя на всех своих соратников был страшный и жуткий компромат… это что же тогда за мафия с кучей неблаговидных поступков стоит у власти, что боится фактов о своей вполне легальной и освящённой законом деятельности? Вон и бедного старого Сталина чуть ли не всё Политбюро душило…
И никого из конспирологов, видимо, не смутил тот факт, что Леониду Ильичу на момент смерти было 76. Вроде да, не возраст. Но! За плечами боевые действия на фронтах Великой Отечественной (Брежнев, если что, был реальным, а не картонным фронтовиком!).
В анамнезе – ранения и как минимум одна контузия, когда его, полуживого, спасли матросы из вод Чёрного и кипевшего от разрывов моря. Посмотрите на фото? Это ведь он, собственной персоной, в строю участников Парада Победы в июне 1945 года! Фото подлинное, он там был снят фотокорреспондентами центральных газет в самых разных ракурсах.
Потом были годы работы на весьма нервотрёпных должностях, и как вишенка на торте – ответственность за судьбы страны… да и за судьбы всего мира, что уж там, на высшем партийном и государственном посту. Тем более, что с конца 70-х он сам стал чувствовать упадок сил и как минимум дважды обращался в Политбюро с просьбой об отставке.
А что коллеги по Политбюро? А они дружно, как один, убеждали вождя, что он ещё «Ого-го!» И вполне может тянуть груз ответственности. А на самом деле – трусливо прячась за его спину, так как понимали – никому из них не хватает харизматичности.
Обострение внутреннего противостояния в верхах наступило после смерти главного идеолога страны Суслова. К слову, сам Леонид Ильич пережил соратника на 10 месяцев. Второй величиной в партии был после Брежнева Андропов. Но, видимо, не совсем внятное прошлое этого всесильного главы КГБ смущало и Леонида Ильича.
Иначе что за чемоданчик (или портфель» вынес из спальни умершего вождя Андропов ранним утром 10 ноября – после того, как тело того обнаружила охрана? А потом, через час, зачем Андропов появился на даче Брежнева снова, как будто час назад его не было? Да ещё и вёл себя соответствующе.
Нет, речь не о «ядерном чемоданчике», его тогда «в железе» не существовало, он только разрабатывался группой учёных и военных. Тот самый, мифический компромат? Да господи…
В Политбюро существовали несколько групп, которые, естественно, хотели продвинуть себе на смену лично им обязанных чем-то партийных функционеров. В частности, столь же престарелый, как и генсек, Черненко активно лоббировал секретаря Ставропольского крайкома Горбачёва. Но Брежнева от него воротило. Не нравился он ему.
И лишь однажды, после особенно интенсивной обработки коллег, во время отдыха, на пляже, под черноморским солнышком, генсек сдался, махнул рукой: «Делайте что хотите» - когда речь снова зашла о назначении провинциального ставропольского партийного деятеля на пост секретаря ЦК по сельскому хозяйству. Можно ещё вспомнить, как активно продвигал Горбачёва и Андропов.
Но ведь была и группа активного противодействия внедрению в центральный аппарат подобных личностей! По свидетельству И.В. Капитонова, который в ЦК занимался кадровой политикой, сам Брежнев видел на посту своего преемника никого иного, как секретаря компартии Украины Щербицкого – что неудивительно, имея в виду тесные связи самого генсека с украинской, а точнее, Днепропетровской партийной номенклатурой. Не Андропова!
В том же русле можно рассматривать и назначение позже председателем КГБ страны Федорчука – с аналогичного поста на Украине. А ещё Капитонов был смещён со своего поста и отправлен на пенсию сразу после занятия поста генсека Андроповым, и на его место поставили переведённого из провинции Лигачёва.
Того самого. Егора Кузьмича. Который позже, в конце 80-х, отлично разглядел, какая бестия Борис Николаевич Ельцин… Но механизм саморазрушения партии идеологическими ренегатами и беспринципными карьеристами уже был запущен. А структура, долженствующая стоять на страже устоев – КГБ, была поражена метастазами сдачи позиций по всем фронтам сверху донизу.
Впрочем, многое мог бы рассказать господин Чазов, главный врач 4-го, «кремлёвского» управления Минздрава. Но Евгений Иванович молчал, ни на слог не отступая от данных когда-то показаний перед наскоро проведённым по поводу смерти Брежнева чисто формальным следствием.
Да и действительно: старый ведь был человек Леонид Ильич! Уставший. И реально больной. И как уснул поздно вечером 9 ноября, накануне столь любимого им праздника Дня советской милиции, так и утром 10-го не проснулся. Ушёл во сне.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать ничего интересного. В наших обзорах и исторических расследованиях вы найдете «Только факты». Мы стараемся показывать вам самые интересные страницы российской истории. Будем признательны за комментарии.