За последние 10 лет Си Цзиньпин был в Латинской Америке чаще, чем президенты Обама, Трамп и Байден вместе взятые.
Спецсоветник президента США по Северной и Южной Америке Кристофер Додд посетил Гондурас и Панаму. Официально — чтобы обсудить миграционные вопросы и проблемы безопасности, расставить приоритеты в области торговли и развития. Неофициально — выразить обеспокоенность Вашингтона «экономической экспансией» Китая. Визит этот, судя по всему, не был запланирован и связан с неожиданным намерением Тегусигальпы установить дипотношения с Пекином, причем на основе принципа «одного Китая», частью которого является Тайвань.
Началом отсчета массированного проникновения Китая в Латинскую Америку можно считать начало XXI века. С 2000 года государственные фирмы Китая незаметно становятся крупными инвесторами в энергетической, инфраструктурной и космической отрасли региона, и на сегодня страна превзошла Соединенные Штаты, став крупнейшим торговым партнером Южной Америки. Пекин также расширил свое дипломатическое, культурное и военное присутствие. Использовал свою поддержку в борьбе с COVID-19, предоставив региону медицинское оборудование, кредиты и сотни миллионов доз вакцины.
Поднебесная предложила страдающим от катастрофической нехватки денег латиноамериканцам новый проект прямых внешних инвестиции. Экспортно-импортный банк Китая и Китайский банк развития предоставили странам Латинской Америки и Карибского бассейна кредит примерно на $138 млрд, а такие страны как Бразилия, Перу, Чили и Аргентина получили соответственно $60 млрд, $27 млрд, $15 млрд и $12 млрд. Тем самым Пекину удалось застолбить на политическом пространстве Южной Америки особую экономическую нишу в качестве конкурента Международного валютного фонда.
Стремительная экспансия Китая в Латинскую Америку подтверждает худшие опасения американского истеблишмента — Пекин вбивает острый клин в южноамериканский и карибский регион, который властители Севера пренебрежительно привыкли называть «задним двором» и который рассматривают как простое продолжение своей собственной территории. Вашингтон и в страшных снах представить не мог, что азиатский прогресс способен достичь такого масштаба в его собственных владениях.
Битва за экономическое господство в Латинской Америке разворачивается на арене мировых мегапроектов. Китай приступил к созданию гигантского пояса инфраструктуры, портов и маршрутов, в который уже вошли 145 стран — а это 70% населения планеты, на которые приходится 55% мирового валового продукта.
В этих условиях Госдеп США решил воспользоваться специальной военной операцией России на Украине, чтобы подключить латиноамериканские министерства иностранных дел к кампании санкций и осуждения «режима Путина», введения «уголовной ответственности за вторжение России» без какого-либо упоминания НАТО. Но поскольку экономическое влияние России в Латинской Америке исторически крайне невелико, США намерены использовать украинский конфликт, чтобы помешать росту присутствия на континенте китайского союзника Москвы.
Байден одержим этим сдерживанием Пекина. Он знает, что обратный отсчет по контролю над природными ресурсами региона ускоряется, и ему необходимо срочно восстановить господство янки. Жить прошлым не запретишь. Вернуться в прошлое невозможно.
Автор: Юрий Строев
Фото: cgtn.com
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить новые прогнозы от экспертов GEOFOR.
Другие аналитические материалы читайте на сайте GEOFOR | Центр геополитических прогнозов.