Найти тему

Что собой представляют польские и словацкие МиГ-29

Оглавление
МиГ-29А польских ВВС
МиГ-29А польских ВВС

В свете последних новостей интересно разобрать, что же представляют собой истребители МиГ-29, которые находились на вооружении ВВС Польши и Словакии. В совокупности по данным из открытых источников обе страны имеют на данный момент времени около четырех десятков истребителей данного типа.

По данным информационно-справочного бюллетеня The Military Balance 2023 на вооружении ВВС Словакии находилось 11 МиГ-29, в том числе 9 в версии MiG-29AS и 2 спарки в версии MiG-29UBS. На вооружении Польши находилось 28 истребителей МиГ-29, в том числе 22 в версии MiG-29A и 6 «спарок» в версии MiG-29UB.

Трудно сказать, какое количество данных самолетов находилось в состоянии летной годности. По некоторым данным в ВВС Словакии постоянно летать могли только четыре истребителя. При этом в теории, ничто не мешало восстановить боеспособность самолетов, в том числе и путем каннибализации части бортов.

Все экспортные МиГ-29 относятся к первой модификации 9-12

Важно понимать, что СССР поставлял своим союзникам по Варшавскому договору только истребители МиГ-29 в первой серийной модификации 9-12. Эти боевые самолеты начали поступать в войска в 1983 году. Экспортная модификация данного самолета в варианте 9-12A поставлялась европейским союзникам СССР.

Основное отличие данной версии – небольшая масса боевой нагрузки – всего 2000 кг и ограниченная номенклатура используемых боеприпасов. Стандартным боевым решением для таких самолетов было до шести ракет класса «воздух-воздух» на шести узлах подвески.

Польские истребители МиГ-29А
Польские истребители МиГ-29А

Экспортные МиГ-29А версий 9-12 могли в конфигурации для воздушного боя нести две ракеты Р-27Р среднего радиуса действия (до 60 км) на внутренних пилонах крыла и четыре ракеты Р-73 ближнего радиуса действия (до 20 км) на средних и внешних пилонах. Также истребитель мог нети ПТБ на 1500 литров на узле подвески под фюзеляжем.

Естественно, самолеты имели упрощенное БРЭО и радиолокационное оборудование по сравнению с более совершенными версиями самолетов. Но вот именно эта часть у словацких и польских истребителей была модернизирована. Причем в случае со словацкими МиГ-29 при непосредственном участии России.

Истребители МиГ-29 ВВС Польши и Словакии прошли модернизацию

Как минимум 16 польских МиГ-29А в 2010-е годы прошли комплексную модернизацию. По этой программе летная годность самолетов была продлена до 2025 года. Модернизацией самолетов занимался польский авиаремонтный завод Wojskowe Zaklady Lotnicze 2 (WZL-2) совместно с израильской оборонной компанией Israel Aerospace Industries (IAI).

Всего модернизировали 13 одноместных истребителей и три «спарки» МиГ-29УБ. Модернизация заключалась в обновлении БРЭО. Самолеты получили новый бортовой компьютер, современные навигационные системы, многофункциональные экраны, системы GPS, шины обмена данными стандарта MIL-STD-1553 и модуль доступа к ПО для снарядов и ракет.

Словацкий истребитель MiG-29AS
Словацкий истребитель MiG-29AS

Дополнительно с правой стороны кабины пилота появилась миниатюрная камера, которая призвана помогать в идентификации перехватываемых самолетов. При этом поляки отмечали тогда высокие характеристики маневренности истребителей МиГ-29 и надежные двигатели, что и позволяет самолетам оставаться актуальными.

С истребителями, которые находятся на вооружении ВВС Словакии, ситуация ещё более интересная. В 2000-е годы они прошли комплексную модернизацию с непосредственным участием России.

Программа модернизации 12 истребителей МиГ-29 до вариантов MiG-29AS и MiG-29UBS стартовала в 2004 году. Модернизация была осуществлена российской самолетостроительной корпорацией «МиГ» на территории заказчика в широкой кооперации с компаниями из США, Чехии и Германии.

Общий бюджет программы на 12 самолетов составил 78 миллионов долларов. В процессе модернизации на истребителях было заменено бортовое радиоэлектронное оборудование на современное. Установлены новые системы навигационного оборудования, системы радиосвязи и госопознавания, обеспечена совместимость со стандартными системами, используемыми в вооруженных силах НАТО.

«Спарка» MiG-29UBS ВВС Словакии
«Спарка» MiG-29UBS ВВС Словакии

К моменту начала модернизации ВВС Словакии располагали 21 самолетом. Часть из них, очевидно, хранится в виде доноров запасных частей. Одновременно с модернизацией прошел и ремонт самолетов, продливший сроки их службы на 10-15 лет.

Как МиГ-29 могут влиять на боевые действия

Самый первый и очевидный способ заключается в том, что самолеты будут использоваться по прямому назначению, для усиления возможностей ПВО как над определенными объектами, так и целыми зонами.

В таком варианте оснащенные обычными средствами поражения в виде советских ракет класса «воздух-воздух» истребители будут обеспечивать поражение воздушных целей, в первую очередь дозвуковых крылатых ракет и различных типов беспилотников.

Очевидно, что ещё одной задачей, которая стала доступна для МиГ-29, является борьба с объектами ПВО. Как РЛС, так и самими комплексами. Ранее американцы обеспечили совместимость советского истребителя с высокоскоростными противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM.

Истребитель МиГ-29А ВВС Польши
Истребитель МиГ-29А ВВС Польши

Запасы таких ракет в США и странах-союзниках Вашингтона по НАТО являются достаточно большими и для американского бюджета они уже ничего не стоят. Особенно ракеты более старых модификаций. При этом МиГ-29, судя по опубликованным фото и видео, в состоянии нести две таких ракеты.

В этом случае даже передача Киеву двух десятков истребителей позволит серьезно усложнить работу российским средствам ПВО на каком-то одном направлении. В таком варианте МиГ-29 могут использоваться для подавления средств противовоздушной обороны в заданном районе, например, на направлении анонсируемых наступлений.

Самый опасный вариант может заключаться в том, если за прошедший год западные авиационные инженеры и военные сумели скрестить истребители МиГ-29 с управляемыми авиабомбами JDAM и JDAM-ER.

При таком развитии событий Киев может получить существенный прирост ударных возможностей своей авиации для ударов по наземным целям как на линии фронта, так и в ближнем тылу.

Не ленитесь подписаться на канал, чтобы способствовать более оперативному выходу материалов и дальнейшему развитию. Лайки и комментарии приветствуются. Заранее спасибо)