На смотровой площадке вооружения и боевой техники нашего музея представлено множество интересных экспонатов. Одна из жемчужин коллекции — уникальный экземпляр советского танка Т-26. Дело в том, что представленная машина не обычный линейный танк, а танк управления так называемой телемеханической группой. Что это за ноу-хау времен открытия Беломорканала и первых пятилеток — читайте в нашем сегодняшнем материале.
Еще в 1930-е годы в СССР велись активные разработки и испытания телемеханических танков (или телетанков), которые управлялись по радио и могли действовать без экипажа. Первое оборудование для них было разработано в конструкторском бюро центральной лаборатории проводной связи (ЦЛПС).
Передаваемые по радио команды принимались установленной в танке специальной аппаратурой. Она трансформировала радиокоманды в механические, которые приводили в действие рычаги и педали, управляющие танком.
Первые бронированные «беспилотники» могли выполнять лишь несколько команд: запускать и выключать двигатель, осуществлять повороты в разные стороны, переключать передачи, вращать башню, вести огонь из пулемета; затем их рабочие функции расширились.
Для изучения возможностей боевого использования телетанков в Ленинградском военном округе летом 1932 года было сформировано специальное подразделение – «отряд №4», которое в январе и октябре 1933 года провело широкомасштабные учения различных типов телетанков.
Телетанк с танком управления составляли так называемую телемеханическую группу. В боевой обстановке из второй машины в первую направлялись необходимые команды, и та двигалась по выбранному маршруту. Следует отметить, что при отключении телемеханической аппаратуры (что не занимало много времени) телетанки, при наличии экипажа, могли действовать и как обычные боевые машины.
К осени 1936 года промышленность изготовила первые 33 телемеханические группы, и они поступили на вооружение двух специально сформированных танковых батальонов – 217-го и 152-го.
Вооружение телетанков состояло из огнемета и пулемета (танк управления группой мог «позволить» себе пушку). Внешним отличием их от серийных машин было наличие на башне двух (а у танков управления - трех) антенных вводов.
Находящийся на площадке ЦМВС РФ танк управления был изготовлен в 1937 году. В составе 217-го батальона машина участвовала в Советско-финляндской войне, затем была передана в 51-й батальон, из которого в 1944 году поступила на полигон в подмосковной Кубинке. В 1965 году танк передали музею, причем, без указания на телемеханические особенности — как обычный серийный Т-26. «Секрет» был раскрыт нашими сотрудниками уже на месте к нежданной радости для коллектива.
Возвращаясь к военной истории, скажем, что концепция дистанционно управляемых танков СССР так не получила широкого развития. Опыт финской войны доказал, что «Двадцать шестой» для своей миссии недостаточно проходим (полноценный экипаж мог бы частично решить эту проблему, тщательнее выбирая маршрут по сравнению со сторонним оператором), плюс для конца 30-х годов машина обладала слишком слабым бронированием. Грянувшая вскоре Великая Отечественная война переключила внимание военных на более эффективные и простые в производстве машины, особенно, в условиях маневренных боев, для которых возможностей тогдашних «беспилотников» (и модификаций Т-26, и других телетанков) было недостаточно.