Найти тему
Душа на колесах

Тайна "Сёмги". Что случилось с подлодкой Щ-308

В истории отечественного флота немало подводных лодок с удивительной и зачастую трагической судьбой. Однако есть среди них почти забытая старенькая Щ-308, построенная еще в начале 30-х годов XX века.

Она не отметилась ни долгими и опасными походами, ни героическими сражениями, ни какими-то особыми подвигами. А судьба ее оказалась недолгой и трагической. Из последнего похода она так и не вернулась, пропав вместе с экипажем на долгих 76 лет.

Щ-308. Фото wikimedia.org
Щ-308. Фото wikimedia.org

Как начиналась «Семга»

Дизель-электрическая подлодка строилась в рамках проекта «Щука» и отличалась живучестью и маневренностью при низких затратах на постройку. Большая часть подводных кораблей этого проекта погибла во время Великой Отечественной войны. Такая же участь постигла и 308-ю «Щуку», которая при постройке получила забавное название «Семга».

Первые неудачи

«Семга» вошла в состав Балтийского флота в 1935 году. Но первые неприятности начались еще при переходе плавучего дока по Волге. Слабые буксиры и недостаточное освещение привели к тому, что лодка добиралась до места 20 дней, попутно несколько раз сев на мель и столкнувшись с идущими по реке судами.

В довершение ко всем бедам уже в Ленинграде обнаружилось множество заводских недоделок. Видимо производство срывало сроки и старалось как можно скорее «сбагрить» новенькую «Щуку» на север. Еще более серьезные повреждения субмарина получила, так и не пройдя ходовые испытания – взорвался электромотор.

В результате этих и других неприятностей «Семга» в русско-финской не участвовала, а провела это время в ремонте.

Щ-117 "Макрель" того же проекта "Щука" серии V бис, что и "Семга"
Щ-117 "Макрель" того же проекта "Щука" серии V бис, что и "Семга"

Первые боевые дежурства

Первым атакам субмарина подверглась в самом начале войны. Скорее всего, именно эти тяжелые бомбардировки повлияли на последующие решения капитана, который практически отказался от атак вражеских судов, идущих через Балтийское море.

То цель, по его мнению, была недостаточно большой и значимой, то ожидался проход куда более крупного немецкого корабля, и требовалось экономить торпеды. Дело кончилось тем, что капитан Маркелов нарушил прямой приказ командования топить любые доступные цели и был сначала разжалован, а затем приговорен трибуналом к высшей мере наказания. Однако все обошлось благополучно, и позже восстановленный в звании Маркелов служил на тральщиках.

…и новые технические неисправности

Но злоключения «Семги» проистекали не только из упрямства командира. Сказывалась слабая подготовка экипажа и множество технических неисправностей. Причем дело касалось не каких-то мелочей, которые можно проигнорировать в условиях реальной войны. Пристального внимания требовали стабилизаторы-«крылышки» – горизонтальные рули, а кроме того отмечались проблемы с плавучестью.

Остров Большой Тютерс возле которого обнаружили "Семгу". фото wikimedia.org
Остров Большой Тютерс возле которого обнаружили "Семгу". фото wikimedia.org

Дело усугублялось тем, что и во время ремонта лодка несколько раз подвергалась вражеским обстрелам. Это сильно замедлило скорость работ и не позволило завершить их в полном объеме.

И все же 15 сентября 1942 года подлатанная субмарина вышла на свое последнее боевое дежурство. Командовал ею капитан 3-го ранга Лев Костылев, уже третий по счету командир «Семги». Подлодка благополучно вышла на заданную позицию возле острова Утё в Балтийском море и позже отчиталась о нескольких торпедных атаках.

Не отопив ни одного судна, она сама подверглась таранной атаке и получила сильные повреждения. Делать нечего, «Семге» разрешили вернуться на базу. Обратный маршрут пролегал через Нарвский залив, что возле Эстонии. Он считался куда более безопасным и гарантировал израненной подлодке благополучное возвращение домой.

Но вот только в Кронштадт она так и не вернулась.

"Падение" "Щуки". Фото из свободных источников
"Падение" "Щуки". Фото из свободных источников

80 лет спустя

Останки «Семги» удалось обнаружить только в мае 2018 года. Почти 80 лет она пролежала на дне Финского залива покрытая илом, опутанная водорослями и рыбацкими сетями.

После осмотра субмарины удалось установить причину ее гибели – «Семга» встретилась с миной. И финская подлодка «Ику-Турсо» оказалась ни при чем, чтобы там себе их командование не мечтало. Получив сильные повреждения, «Щука» врезалась в дно и затонула.

Останки моряков до сих пор покоятся на дне Финского залива на глубине 60 м. На поверхность удалось поднять лишь кормовое орудие и часть приборов, которые теперь стали частью музейных экспозиций. Именно по орудию и удалось опознать исчезнувшую лодку.

3D мемориал на сайте «Поклон кораблям Великой Победы». https://poklonexpedition.com
3D мемориал на сайте «Поклон кораблям Великой Победы». https://poklonexpedition.com

В 2019 году к подлодке Щ-308 в батискафе РГО опустился глава государства В.В. Путин. Он же установил на субмарину памятную табличку с именами 40 погибших членов экипажа. Церемония прошла в рамках экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы».