Хотя многие фанаты предрекали именно такие последствия после выхода этой пластинки. Удивительно, конечно, как люди склонны себя накручивать.
Начнем с того, что альбом появился в сети на три дня раньше запланированного. Кто-то слил записи в интернет. Помпезного релиза не получилось, увы. Ну да бог с ним. Вышел новый альбом депешей – уже спасибо Мартину и Дейву за то что он вышел. Перефразируя название одного известного фильма – спасибо, Depeche, что живой.
Что касается содержания. Скажу сразу, что альбом я прослушал ровно два раза. Первый – вдумчиво в наушниках, второй раз - фоном, занимаясь своими делами. Слушать альбом на репите в течение недели или месяца я считаю глупым делом. При таком подходе, может и Клава Кока зайти и Ольга Бузова понравиться.
Итак, пластинка, на мой дилетантский взгляд выдержана в одном стиле, каких-то провальных треков нет. Вот выбивающиеся в лучшую сторону – есть. Это Ghosts Again – отличная коммерческая, попсовая композиция. Легкая и качовая. С хорошим хуком и припевом. Такую три раза услышишь и уже потом не отвяжешься. Вот она как белое пятно на глобусе Memento Mori. Остальные вещи более единообразные и концептуальные что ли.
My Cosmos Is Mine – гипнотическая смесь какого-то эмбиента и трип-хопа с магическим вокалом Дейва. Реально звуки из других планет и вселенных. Тем не менее приятная фоновая композиция с заметным грувом и проигрышем. Единственное, что когда Мартин начинает выдвать свою вокальную партию «no more, no more», то меня прям как будто бросает из Космоса на Землю и рука тянется к проигрывателю с желанием перемотать этот кусок. Не знаю. Может у меня одного такой отрезвляющий эффект на вставку Марта.
Из всех остальных композиций могу выделить Carolines Monkey и Don’t Say You Love Me. У обезьяны очень хороший грув, она прям качает и держит в ритме. Кстати, возможно, она была бы любимой песней у Флетча. Рискну так предположить, потому что есть в ней эта басовая линия, которая очень роднит песню с виолаторовской World In My Eyes. Этот жирный, бамкающий фоновый проигрыш прям очень хорош.
Don’t Say You Love Me – страдальческая и мученическая баллада наверняка была бы чудо как хороша в оркестровке. По крайней мере Дейв ее проживает всеми нервами и это очень круто и искренне.
К мартиновоской Soul With Me вообще никаких вопросов и претензий. Голос Мартина мне кажется почти не изменился и его манера исполнения за 20 лет не стала ни хуже, ни лучше. Песня светлая, душевная, но вот не цепляет в том плане, что хочется ее переслушать или напеть. Как фон – безупречно, приятно, гармонично.
Отмечу, пожалуй, еще People Are Good. Чисто такая синтезаторная вещица, преисполненная шипением, трещанием, лязганьем и… всё. Как бы я не уловил за всем этим какой-то фишки и хука, который бы зацепил. Если вспомнить абсолютно новаторский Some Great Reward, который был насыщен этими семплами, лязганьем и ударами, то в нем есть какая-то цепляющая мелодика что ли. Вспомнить те же Master And Servant или Blasphemous Rumours, в них запоминающиеся припевы и куплеты, они намертво въедались в мозг. Была куча каких-то фишечек, которые очень выделялись и запоминались.
Сейчас Мартин с компанией опять вдоволь наигрались с аналоговыми синтезаторами, трещанием, верещанием, жужжанием, но я не услышал какого-то феноменального результата этой игры. Не услышал цепляющих фишек, ходов, мелодий. Нет ожидаемой мною многослойности, когда ты в процессе прослушивания выделяешь партии инструментов, звуковые дорожки и препарируешь песню. Вот слышишь партию струнных, здесь звучит бас Флетча, немного переключив слух распознаешь синтезаторы Алана, а вот гитара Мартина, тут слышны лязги и какие-нибудь цимбалы, и над всем этим вокал Дейва. Вот это был очень крутой эффект. Увы, депеши как-то отошли от такой схемы. Песни стали сплошной монолитной стеной. Просто сухое мясо. Ну вот кроме Призраков и Обезьяны.
Резюмируя. Надеюсь, что это не прощание. Для заключительного альбома как-то все очень ровно и гладко, без нерва. Аналоговые синты это, конечно, прекрасно, но без хорошей аранжировки это просто аналоговые синты. Дейв очень хорошо поёт, Мартин тоже замечателен. Но нет изюма. Есть вишенка на торте в лице той же самой Ghosts Again. Пусть ее тридцать три раза упрекают в попсовости и коммерческом звучании, но по факту только ее и можно сходу запомнить и напеть. Потом уже никакими молитвами и заговорами из головы мелодию не вытравишь. Спасут только топор и ампутация. Мартин, на мой взгляд, настолько стал искушен в композиторстве, что ему просто скучно писать запоминающиеся мелодии типа Enjoy The Silence, и с пьедестала своего творческого величия он может себе это позволить - делать сложные, витиеватые композиции, которые в три затяга никак не вкуришь. Альбом реально звучит как арт-хаус или noise-опера. Продукт для самых преданных фэнов, которые любят Depeche Mode за то что они - Depeche Mode.
С одной стороны это печально. С другой – спасибо за то, что не сложили оружие и продолжаете творить на радость фэнам. Ясень пень, что никто уже не ждет прорывов в духе Violator или Songs Of Faith And Devotion. Что было, то было. Время изменилось давно. Или все-таки кто-то ждет? Пишите в комментах, как вам этот альбом? Что понравилось, что не понравилось.
Послушать альбом Memento Mori можно по ссылке
Видеоверсия этого текста + аудиовставки композиций из альбома
Серия интервью Дейва и Мартина о выходе альбома Memento Mori