Я наконец прошел Adventures of Batman and Robin для SNES. И вот пока я играл - у меня в голове формировался некий отзыв, но потом я понял одну вещь - описать свои впечатления в отрыве от сравнения с аналогичной игрой на Сеге будет очень сложно. Почему? Потому что на моем веку версия для SNES ВСЕГДА сравнивается со своей тезкой на SMD. И в моем случае сравнение уже стало неизбежным и коротким отзывом тут не обойтись.
Начну, пожалуй, с отношения к данным играм. В Сеговский вариант я играл еще на железе в детстве, и тогда мы его осилили за месяц лета. Также в моей системе координат, среди изобилия игр про Темного Рыцаря на 16 битах - Сеговский Бетмен и Робин, на пару со СНЕСовским Batman Returns были в топе.
СНЕСовский же Бетмен и Робин оставался для меня просто хорошей игрой, хоть дальше уровня Двуликого я и не ходил. Играл я давно - в 2004 году, и за все время я слышал уйму нелицеприятных сравнений и отзывов о SNES-версии от игроков из бывшего СССР.
Но тут вот решил наконец пройти. Как и говорил, при прохождении меня стало посещать много мыслей и надо было сравнить 2 версии максимально честно. Поэтому, игру я прошел также, как и СМД-шную - без сейвстейтов, используя только пароли. Также я поступил и с бетменовским ран-энд-ганом в детстве.
Так вот СМД-версия задала некую планку к играм про “Динамический Дуэт”, и в спорах преимущества этой игры выдавались как критерии оценки SNESовского БетоРобина. И я решил проверить - так ли плоха и ужасна версия, этим критериям не соответствующая.
Перед тем как продолжить - я должен предупредить, что дальнейший мой рассказ может показаться очень нерадостным для многих, да и вообще зайти на территорию, где не всем понравиться копаться и делать не самые лучшие выводы. Поэтому, впечатлительных я предупредил, не говорите потом что вы не слышали =)…..
Итак, вы решили читать дальше. Окей.
Что же за мысли меня посещали? Игру я старался оценить непредвзято, но возвращался к критериям выдвинутым критиками игры. И давайте по ним и пройдемся. Те самые преимущества сеговской версии и будут основой рассказа.
1. Стилистика. Первый взгляд.
Сеговская игра сильно ушла от стилистики мульта и Бэтмена как таковых. Хоть Готэм и узнаваем - теперь все в ярких, едких рейв-тонах и на высоких скоростях. И тут вопрос, должна ли стилистика соответствовать мультику? Ответ “Нет не должна”. У нас есть столько прочтений мира Летучей Мыши, поэтому такие отхождения от канона - абсолютно индифферентны.
СНЕСовский сайдскроллер больше в категории детективного мрачного рукопашного боевика, где особо и нет таких многочисленных вражин
Две игры выбрали две разные стилистики, и давайте разбираться - насколько каждая из них свою стилистику поддерживает.
2. Темп и динамика игры игры.
Сеговский Бетмен знаменит своим темпом и динамикой. Вместе с напарником Крестоносец в Плаще несутся по локации, сносят армии врагов очередями. Кругом все взрывается, искрит и разлетается. Огонь, камни, землетрясения. С самого логотипа приставки игра задаем высокий темп и не спускает его до самого конца.
Но следует давайте разберемся - эта игра крута тем что в ней такая динамика? Тем кто говорит, что СМД-версия “динамичная” и потому круче, я предлагаю сыграть в серии игр Call of Duty, Crysis, Battlefield. Там все тоже динамично, тоже непрерывный экшен, все горит, все взрывается. И в 90% люди почему-то отказываются. Значит вопрос не в наличии динамики. А почему же?
Потому что Сеговская игра стала великой, не потому что она быстрая и динамичная. а потому что темп и динамику она очень круто поддерживает. Как? Читаем дальше.
Но перед тем как понять, за счет чего сеговский Бетс держит темп, давайте посмотрим что же с динамикой на СНЕС? Когда я вновь запустил эту игру первая моя мысль - ну и тормоза! Бетмен еле бежит, еле дерется. Но чуть позже я заметил, что на счетчике FPS стабильненько стоит цифра…. 50!
Да, во многих подборках “лучших игр на СНЕС” кто-то подкладывает европейку. а PAL-версии всегда медленнее. Будьте внимательны. Возможно это делается специально каким-нибудь хейтером
Перезапустив первые 2 уровня, чтобы проверить их на версии для Штатов в 60 FPS, я увидел, что весь экшен ненамного медленнее, чем в Сеговской версии. Я не поверил своим глазам. Я полез на Youtube… и это действительно так.
Посмотрите двадцатисекундный момент с 3:14. Бетмены движутся практически идентично. Бэтмен на СНЕС медленнее процентов на 5. И то, потому что он тяжелее. Мало того, я специально дал посмотреть этот момент 4 друзьям, где все сказали, что на СНЕС все быстрее. Только после моей подсказки, они увидели разницу и то потому что Бэтмен в СНЕС кажется просто тяжелым.
Тогда что не так? В стилистике. СНЕС-версия не является стрелялкой и мощным боевиком. Поэтому тут не так много взрывов, огня, врагов отлетающих по широкой дуге. Но опять, стиль боевика, где основа кулачные бои - не подразумевает под собой кучу взрывов, рушащиеся стены и взрывы. И если отбросить “вспышки, вспышки” - СНЕС версия держит свой стиль на достойном уровне.
Поэтому темп и динамика каждой игры соответствует своей стилистике. И является исключительно вопросом вкуса. Все еще не верите? Все игры серии Call of Duty прошли?
3. Музыка.
И вот она козырная карта Сеговской версии. Музыку в игре нельзя назвать хорошей. Ее можно назвать только шедевральной, великолепной и отличной. Даже 8/10 для недостойная оценка. Jesper Kyd отлично замешал EBM, Electro Industrial, Hard Techno и Goa Trance. Каждая композиция, как на подбор. И многие пишут, что этот саундтрек уложит СНЕСовский.
Но теперь давайте будем честными. До конца честными. Так ли часто те кто принижают СНЕС-версию слушают такие жанры музыки? Если EBM и Electro Industrial еще возможно, то Hard Techno и Goa Trance - маловероятно. Откройте свою музыкальную библиотеку. Много ли там треков Front Line Assembly, Front 242, Split Second или Juno Reactor, Astral Projection? Много ли рипов винила, например, Dsnake? Скорее всего не подавляющее большинство библиотеки.
Сомневаюсь, что вы слушали такую музыку и в 90-х. Возможно техно шло под ярлыком “тыц-тыц-тыц” и “электронная музыка не живая” и отдавалось предпочтение року.
Опять же, я не говорю за всех, я не отрицаю, что именно вы, как и я, предпочитали и предпочитаете такое музло, но в большинстве своем техно, хаус и рейв-музыка как жанр чужд геймерам.
Так в чем же сила? Секрет не только в том, что в БиР на Сеге шедевральные треки, они еще и идеально ложаться в темп игры! 60% фильма - это музыка, и в случае с СМД-версий оно также. Вместе с другими аспектами, музыка создала невероятный симбиоз, благодаря которому к игре возвращаются и в наш 2022 год. И еще будут не раз возвращаться.
Единственное что выделяет Саундтрек - то что композитор вытащил в игру то, что звучало в подпольных клубах на момент выхода игры. Явление крайне редкое в геймдеве того времени.
А что же Бетмен на СНЕС? Ухватил ли он тренды?
Ну во-первых, для всех нелюбителей “тыц-тыц-тыц”, тут как раз живая оркестровая музыка.
Во-вторых, она очень далека как от подпольных, так и мейнстримовых музыкальных трендов.
Но зато она четко показывает срез того, что звучало в мрачных блокбастерах того времени.
И конечно, такая музыка звучала в киношной и мультипликационной адаптации Бетмена. И сама музыка ничуть не уступает своим “голливудским” аналогам. Записала Конамиевский отдел - Konami Kukeiha Club. В написании музыки участвовала целая команда.
Поддерживает музыка стилистику СНЕС-Бэтмена? Да. Эпичный рукопашный боевик про одиночку с элементами Нуара. Чел, который, подобно Бонду, по небу ночного мегаполиса, догоняет на летающем Бетмобиле гигантский дирижабль, а затем прыгает по нему с помощью гарпуна, после чего дерется на кулаках, лишь изредка постреливая - что должно в этой сцене звучать? Разве только техно?
Поэтому в обеих играх - великий саундтрек, поддерживающий стилистику своей игры. Какой выбрать - вопрос вкуса. Я выбрал оба.
4. Визуал и рисунок.
Сеговский визуал, как я и говорил - хайтековый, неоновый, рейверский и технологичный. Что-то в стиле фильмов Шумахера. Мало того - тут уйма отрендеренных 3D-моделей. Поддерживает стиль? Еще как.
Но если с музыкой я возможно и написал неприятные вещи для критиков СНЕС-версии, то здесь есть лютая ахиллесова пята!
90% уровней на Сеге - это….. Повтор одной и той же картинки по 100 раз. Смотрите сами:
или вот
В СНЕС-версии - такое иногда встречается, но в целом это разнообразные, разноплановые локации, исполненные в стиле теплого лампового ручного рисунка.
Но можно ли поставить это в недостатки сеговской версии? Едва ли. Потому что многие этого повторения даже не заметили. Вот как в техно есть музыкальный прием остинато (то самое “тыц-тыц”), так и в задниках игры используется нечто похожее.
Сделано это скорее всего для того, чтобы игроки не отрывались от динамичного геймплея на детали задников. Тут нет времени на перекур.
Мало того - сеговская игра отличается скудностью размеров и детализации персонажей. Плохо ли это - тоже нет? Мелкие человечки - нужны для увеличения обзора быстрого ран-энд-гана. Поэтому такой размер - не халтура, а условность жанра. Посмотрите многие другие ран-энд-ганы в формате 4:3. Там в 80% персы небольшие - CHC, Метал Слаг, Gunstar Heroes.
Поэтому визуалка обеих игр - лишь усиление избранной стилистики! Что опять же… вопрос предпочтений играющих, а не обязательные требований к игре по мотивам мультсериала.
5. Сюжет и презентация.
В Сеговской версии мы бегаем по череде автомобилей, бегаем в глюках созданных Безумным шляпником, поднимаемся на крышу гигантского небоскреба, воюем над пушкой Фриза. Но и СНЕС версии есть что ответить. Драки на летящем планере, прыжки по крышам, на них и с них, скачки по диржабюлю, рукопашка на роллер-костере, подъем на небоскреб. И снова у нас ничья
А о чем же игры? Какой сюжет? В СМД понять сложно - вот сбежали 4 преступника и вы отправляетесь их останавливать. Все. Больше ничего вам игра не скажет. Помимо молчаливого интро и концовки в многабукафф.
СНЕС-версия пестрит сюжетными вставками между уровнями и в течение игры, немного в конце. Такие повороты не только служат увеселением игрока. Иногда взаимодействие с персонажами сказывается и на геймплее. И вот теперь мы поговорим о нем.
6. Геймлпей и стилистика через его призму.
С первых секунд Сеговская версия встречает нас стремительным бегом, бесконечными очередями и ордами врагов. Бежать, стрелять, сносить толпы. Мы это видим сразу. Но….. Это то, чем вы будете заниматься 80% оставшегося времени в игре. Да, в какой-то момент игра станет шмапом. А в СНЕС версии игра станет гонкой на машине на время. Кстати, тоже на уровне Двуликого. И все. Больше вам нечего ожидать от Сеговской версии.
Согласен, в паре моментов вы летите на джетпаке. Но... в СНЕС-версии помимо бега вам придется не просто бежать и бить супостатов, а еще:
- проходить уровень, где вы не можете вырубать соперников кулаками, только станить их батарангом на время
- бегать по зданию и искать заложников
- заниматься платформингом, догоняя женщину-кошку
- скакать на гарпуне по дирижаблю, чтобы не свалиться
- разгадывать загадки, чтобы выйти из лабиринта
- уворачиваться от “неубиваемых” врагов, которые вас схватывают.
Все эти испытания связаны с сюжетом и задачи уровня меняются согласно сюжетным ходам и способностям боссов.
Ну и кстати, о боссах. Если на СМД боссы разнообразные, это безусловно, то сражение с ними сводится к “нанеси максимально урона, не получи сам”. Разве только битва со шляпником несколько меняет ход битвы.
А на СНЕС вам предстоит не только бить и уворачиваться, но и:
- отстреливать машину
- отбивать прожектаилы назад в босса
- бить босса в строго определенный момент
- залезать на плечи босса, чтобы настучать ему по голове.
Говорит ли это о “куцости” геймплея СМД-шного боевика? Нет! Это техно-стрелялка. И такие излишества смотрелись бы неусместно. Они просто сбивали бы с темпа!
Тоже самое можно сказать и об оружии нашего героя в плаще!
На СМД - три оружия+кулачок. Стандартный суповой набор для ран-энд-гана.
Что же в СНЕС-версии? Кулаки, стандартный батаранг, обезоруживающий батаранг (очень интересная фича - кидать это оружие в вооруженных врагов, чтобы выбить из рук автоматы и пистолеты), газ, временная успылялка. А еще есть газовая маска, гарпун, прибор ночного видения, фонарь. Все эти предметы и типы вооружения жизненно необходимы на разных уровнях. И как я говорил - геймплей тут меняется в зависимости от босса этапа.
По приемам все тоже гораздо богаче в СНЕС-версии: удар, подсечка, удар в прыжке, перекат, блок, бросок, отскок от стен. Все это ой как пригодится в битвах.
Если относиться к играм очень “топорно”, то и на этом пункте можно засчитать безоговорочный проигрыш СМД-версии. Но давайте разберемся.
Как и в случае с разнообразным геймплеем, такой широкий спектр оружия и приемов мог бы навредить высокому темпу игры. Хотя в тех же Gunstar Heroes, Contra Hard Corps или Alien Soldier изобилие вооружения и разные геймплейные и презентационные ситуации, а также диалоги ничуть не вредят высокой игровой динамике. Поэтому, можно сказать, что СМД-версия несколько уступает, но скорее своим собратьям по жанру, нежели чем СНЕС-версии.
С другой стороны такой подход позволил легко интегрировать второго игрока в СМД-версию. Пусть второй игрок и абсолютно идентичен первому, в СНЕС-версии нет даже такого, ввиду столь комплексного геймплея.
7. Итог.
Как мы видим, все претензии и требования, которые выдвигают хейтеры СНЕС-версии - либо не обоснованы, либо базируются на субъективных предпочтениях критикующего.
По факту SNES-версия - это прекрасный, многообразный платформер с широким спектром геймплейных ситуаций. Это очень красивая и атмосферная игра с классным приключенческим сюжетом Каждый уровень - новая серия..Хоть по факту, это и другая игра - она ничуть не уступает СМД-собрату. Уровни с исследованиями и лабиринтами и вовсе напомнили мне Спекковского Бэтмена по фильму. Блестящая игра.
К недостаткам можно отнести две вещи. Отсутствие второго игрока, но оно бывает редким в играх про Бетмена и легко компенсируется многообразным, богатым одиночным геймплеем. И второе - подача. Если на Сеге с первой минуты понятно чем ты будешь заниматься последующие 80% игры, то на СНЕС - в геймплей игры надо вникать. Игра раскрывается только на втором уровне. Комплексный геймплей в который надо вникать и с которым надо разбираться - это вообще проблема многих СНЕС-игр: Контра 3 из их числа.
Ну еще управление на уровне с машинами чуть кривое, да.
Обе версии Бетмена и Робина иногда встречают игрока затянутыми моментами.
Зато теперь можно сказать смело, что на 16 Битах есть три великолепных игры про Темного Рыцаря - Batman Returns (SNES). Batman and Robin (SMD), Batman and Robin (SNES). Все три круты как игры сами по себе, в отрыве от Бетмена и достойны минимум 9/10, что я считаю шикарный результат.
8. PS. За скобками сравнения.
И то что я оставил напоследок и специально вытащил за скобки при сравнении. А какой же из AoB&R на СНЕС - Бэтмен? Насколько она передает дух мультфильма? И ответ - “идеально” - тут есть та самая атмосфера, картинка и музыка, геймплей позволяет реально почувствовать себя Бэтменом. Сами уровни по структуре и геймплейно соответствуют эпизодам мультфильма, а уж коллекция врагов Бэтмена - самая большая на 16 Битах. Ни один пример из многообразия игр 4-го поколения про Крестоносца в плаще не может похвастаться столь обширной “галереей злодеев”.
На Западе СМД версия получила смешанные отзывы, оценки 6/10 и “средненько”. Во многом потому что не соответсовала духу мультфильма, а также сильно проигрывала другим представителям жанра ран-энд-ган. Я не согласен с такой оценкой.
Во-первых таких качественных ран-энд-ганов мало в этом поколении консолей. Можно пересчитать на пальцах. В топ 10 16-битных он войдет легко.
Во-вторых, я понимаю тех, кто видит на обложке надпись с названием любимого мультика и естественно ждет от игры то, что он видит в других медиумах с таким же названием. И несоответствие контента игры фантику и ожиданиям игрока - не означает, что это содержание пренепременно плохое. Оно просто другое.
Но такой же подход справедлив для тех, кто после Сеговской версии ожидает техно-стрелялку и от СНЕС-версии и принижает ее за несоответствие этим ожиданиям. А если вы все равно считаете такой подход верным, значит автоматически правы и те, кто ждал от игры по мультику на Сеге тоже самое, что и в мультике и ставил ей 6/10 не получив ожидаемого.
Посему будьте непредвзяты и перед вами откроется мир совершенно разных и интересных игр.
Кстати, вы играли в обе игры? Как вам?