Найти тему
ГЭС «Чернозём»

О каких гигантах рассказывают юкагиры?

Продолжаем вести цикл, посвящённый «Атаке Титанов», где рассказываем о самых разных великанах в культуре коренных народов. Сегодня -- юкагирский гигант-людоед.

Кадр из аниме "Атака титанов"
Кадр из аниме "Атака титанов"

Представьте, вы идёте по лесу и вдруг попадаете в чьи-то силки. Судорожно пытаетесь выбраться, как где-то неподалёку начинает раздаваться странная песня:

Лилу-лилу,
Эймулаа эт шөлөн,
Пулутпэдиэлэк курулгэ киэльэшмэ,
Лилу-лилу!


Сосны расступаются. На вас выходит огромный старик в тунгусском кафтане нараспашку. На плечах у него взрослый лось, которого он без труда несёт, закрепив подвязками на своей одежде.

Это Чуульдьии Пулут, в переводе с юкагирского «Мифический Старик» — великан-людоед из Нижнего мира, способный превращаться в разные предметы, например, в камень. Весь смысл его существования — охота на людей. Чем Чуульдьии Пулут с радостью и занимается: расставляет по лесу силки, в которые попадают путники, или прячется подо льдом и ждёт, когда рыбак склонится над прорубью, чтобы схватить его за бороду.

Жертву гигантский старик кладёт в карман и уносит в курул. Курул — это деревянная постройка на сваях (вылитая избушка на курьих ножках), в которой юкагирские охотники хранят пищу. Такой амбар приподнят над землёй, чтобы до припасов не добрались дикие звери. Ещё в прошлом курул использовали для захоронения мёртвых — покойника клали на помост, так как копать могилу в вечной мерзлоте было тяжело, да и тело к тому же не разлагалось. И это факт, который не хочется знать, когда в курул вас несёт Мифический Старик. Ведь в нём он засушит вас и съест. Трапезу великан разделит со своей старухой-женой и детьми — тоже гигантами-людоедами.

Хотя рост Чуульдьии Пулут разнится от одного фольклорного сюжета к другому. Вероятно, Мифический Старик может менять размеры в зависимости от того, где находится: в лесу он ростом с деревья, в поле прячется, становясь вровень с травой, когда говорит с человеком — уподобляется его габаритам.

В юкагирской культуре великан олицетворяет собой табу. В одном мифе рассказывается, как в шалаше одиноко жили брат с сестрой и решили заключить между собой брак, чем нарушили запрет и навлекли возмездие. К ним пришёл Чуульдьии Пулут и попытался их съесть, но не вышло. Великана убили и похоронили в ивовом шалаше, в котором Старик неожиданно возродился, но уже в образе прекрасного юноши. Воскреснув, он сказал, что Хозяин Земли (один из высших божеств юкагирского пантеона) всё же признаёт брак между сиротами и прощает влюблённых.

Вообще, у Мифического Старика в фольклоре юкагиров всего три пути: его или убьют, или убьют, но он восстанет юношей, или женится на человеческой женщине и успокоится. Несмотря на чудовищные способности, Мифического Старика легко победить: он глуп и юкагирам не составляет труда его перехитрить и убить, ударив в уязвимое место. У великана оно — между ног.

В одном сюжете Мифический Старик пришёл к старухе, залез на дымоход и спустил до самого очага свой исполинский пенис, намекая, зачем пришёл. Старуха предложила ему пойти «в лучшее место» и увела в лес к лисьей норе. У её отверстия она легла на спину и пригласила людоеда. Он вошёл, но не в женщину, а в нору. Конец же его полового органа вылез на поверхность с другой стороны лисьей норы. В порыве страсти гигант не разобрал, что это такое, принял за живое существо и пустил в него стрелу из лука. Попал сам в себя и помер.

В юкагирском фольклоре есть чёткое разделение на сказки (вымышленные сюжеты) и рассказы (правдивые истории). К какой категории относится Чуульдьии Пулут — сказать трудно. С одной стороны, в самом его имени указывается, что он мифический, сказочный, с другой — Владимир Иохельсон, один из главных исследователей юкагирской культуры, в XIX веке писал, что коренные жители верили в существование гиганта. Просто они считали, что из-за страха быть убитым людьми, он стал невидимым, и уже в таком виде продолжает нападать на одиноких охотников.

Источники
1. Буртин Ш. Предпоследние из юкагиров // Русский репортер. 2013. №50 (328).
2. Иохельсон В.И. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора,
собранные в Колымском округе. Якутск, 2005а.
3. Прокопьева П.Е. О двух циклах в фольклоре лесных юкагиров (вопрос о сохранности и трансформации сюжетов) // Сибирский филологический журнал. 2011. №3.

Читайте также:
О каких гигантах рассказывают адыги?
О каких титанах рассказывают манси?
О каких титанах рассказывают эвенки?