Найти в Дзене
кухонный конверсатор

Дом- музей Чайковского

К 40 годам Чайковский достиг известности. И популярности. И зачастил по заграницам.. То фон Мекк- благодетельница виллу снимет. На сезон. То гастроли. То просто так. Прошвырнуться. С братом Модестом. И его другом. На родине наездами бывал.

Но не очень ему там нравилось. Тянуло к родным лесам, полям, березкам.

Кто ему Клин посоветовал- не известно. Может быть Танеев. Любимый ученик. Его брат как раз в это время под Клином обосновался.

Ну и Петр Ильич решился. Денег на собственное на жильё не хватало. В аренду взял. Снял особняк. В 1885 г. В Майданово. У купчихи Новиковой.

Сразу понял- погорячился. Слишком большой. Не потянет.

Писал Надежде Филаретовне. «Мол, меня пугает огромная масса комнат, которые придется отапливать в течение зимы. Вообще дом немножко слишком роскошен для меня».

Типа намекал. Спонсору. Мол, добавь. На содержание съемного жилья.

Г-жа фон Мекк сделала вид, что намёк не поняла.

А вскоре «коварная старуха» и вовсе прекратила свои ежегодные транши. В 5 тысяч рублей. Соответственно, прекратилась и трогательная переписка.

«Можно подумать, читая эти письма, что скорее огонь обратится в воду, чем прекратится ее субсидия, а также скорее можно удивляться, что я удовольствуюсь такой ничтожной суммой»- негодовал композитор незадолго до смерти». 3 августа 1893 года.

В общем, надула гения русской музыки.

«Главное, что я ведь было поверил, что она разорилась. Но, оказывается, ничуть не бывало. Просто бабье непостоянство. Досадно, черт возьми!».

Короче. Пришлось съехать. Из Майданова. Перебрался по соседству. Во Фроловское.

Но и там не задалось. Хозяйке денег от дачника не хватало. Стала окрестные леса вырубать. «…Осталась только роща за церковью. Гулять негде!!!»- жаловался композитор брату Модесту.

Пришлось дальше искать. Приглянулся дом мирового судьи Сахарова. Тогда- на самой окраине Клина. С одной стороны лес. С другой — поле. То что надо.

Туда и мы направились. В дом- музей.

Это еще не дом- музей.

Типа концертный зал. И выставки всякие. Тематические.

Прошмыгнули через турникет. Мимо выставок. И даже буфета.

Бывший хозяин не одобрил бы. Особенно последнее. «Говорят, что злоупотреблять спиртными напитками вредно. Охотно согласен с этим. Но тем не менее я, т. е. больной, преисполненный неврозов человек, — положительно не могу обойтись без яда алкоголя» (цитаты из дневников и писем композитору взяты из статей и монографий Александра Познанского-биографа композитора).

В саду, на скамеечке, сам Пётр Ильич отдыхает.

-2

За чтением.

А в глубине- сам дом.

Во времена Чайковского домик был поменьше.

Сразу после смерти композитора в 1893 году младший братишка Модест озаботился созданием музея. Своего великого брата. Чтобы всё как при нём было.

Да вот незадача. В доме четыре мужика жили. Петр Ильич. Братишка. Племянник. И, как бы, слуга. Сазонов.

Если в доме музей, куда тогда остальным трём жильцам деваться.

Вот старое фото.

-4

Посчитайте окошки на фасаде. И сравните с фото вверху. Расширили домишко. Влево. И вправо. На пару окошек.

Фото 1893 года. Когда Петр Ильич уехал отсюда в Санкт-Петербург. И больше не вернулся:

Вот и висит табличка у двери.

-5

С гравировкой. "Дома нетъ. Просятъ не звонить".

Входим без звонка. Приглашают на второй этаж.

-6

Мол, там начало экспозиции.

На втором этаже жили Пётр Ильич, Модест Ильич и племянник «Боб». Типа общаги. Мужской. Соответственно- система коридорная. Комнатки- вправо и влево.

Да и порядки в музее строгие. Под стать общаговским. Советской поры. Только по коридору. Двери в комнаты веревкой загорожены. Приходится через головы других любопытствующих и фотографирующих заглядывать. На композиторский обиход.

Гостиная.

Гостиная.

-7

С роялем. После Международного конкурса имени П.И. Чайковского лауреатам дают на нём поиграть.

Сам композитор, якобы, больше любил работать в уютной комнатке- фонарике.

-8

Маленькие спаленки.

Кабинет племянника композитора.

-10

Это уже в "пристройке".

Нежные отношения их связывали. «Милый, чудный, я тебя обожаю»- так обычно заканчивал свои письма к родственнику Петр Ильич.

Напротив- кабинет Модеста Ильича.

-11

Уже тогда "на удалёнке" работали.

На первом этаже Сазонов жил. Как бы слуга.

-12

Ну как слуга. Милый друг Петра Ильича. Ещё с Каменки. Родины композитора. С тех пор- всегда вместе. За исключением того периода, когда Лёшеньку в солдаты забрали. Не надолго. Отмазал его Пётр Ильич.

Писал тогда Модесту: «Алешу взяли в солдаты. Я живу сносно только потому, что приходится много пить! Если б не постоянные обеды и ужины с выпивкой, то я буквально сошел бы с ума от этой жизни».

Ну и столовая на первом этаже.

-13

Собиралась дружная семья. На обеды- ужины.

Гордятся в музее. Мол, мебель- подлинная.

Хотя пишут. Мол за время недолгой оккупации- полностью музей разграбили. На первом этаже гараж. Для мотоциклов. На втором- казарма. А мебелью печки топили.

С мебелью, кстати, отдельная история.

Мебель, по завещанию, Сазонову отошла.

- Уступи мебель, Алёшенька- попросил брат композитора- Для музея.

- Нет вопросов, Модест Ильич- сразу согласился Алёшенька- Пять тысяч рублей.

Собрал деньги Модест Ильич. Отдал хитрому крестьянскому сыну.

Пошёл к Сахарову.

- Хочу дом выкупить. Для музея. Продай.

- Не могу- ответил тот.

Оказывается хитрый крестьянский сын дом выкупил. Накануне. На деньги за мебель вырученные.

На территории ещё несколько построек. Ледник, амбар, конюшня.

Во флигеле тоже экспозиция.

-17

Но уже про Танеева. Любимого ученика Чайковского.

Туда не пошли. Домой пора.