Школьные годы - чудесное время, однако наши дети за время 11-летнего обучения частично утрачивают своё здоровье, сидя неподвижно и занимаясь за партами и компьютерными столами по 6-8 часов в день. В общественное сознание вошли такие понятия как «школьная близорукость», «школьный сколиоз», часто встречаются и отклонения в работе сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, нервно-психические нарушения.
«Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырёх стенах…Он не может оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить – ему приказали молчать. Он стремится понять – ему велели учить наизусть…», - швейцарский мыслитель-педагог Адольф Ферьер
Обстоятельные исследования на тему влияния учебных нагрузок и режима обучения на функциональное состояние и развитие важнейших систем организма детей были проведены ещё в 1982 году сотрудниками НИИ физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР. Итоговые данные указали на системные нарушения в функциональном состоянии и развитии детей.
Важное место в деле изучения развития ребёнка и разработке методики выращивания здорового, разумного и гармонично развитого человека занимает опыт В.Ф. Базарного.
Фото bazarny.ru
Базарный Владимир Филиппович (04.05.1942-10.01.2022) - русский учёный, врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук, Почётный работник общего образования Российской Федерации, разработчик «здоровьеразвивающей педагогики».
Работал хирургом, затем заведующим отделением в Красноярской краевой детской офтальмологической больнице, руководил единственной в стране лабораторией сенсорных систем (органов чувств) в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР.
С 1991 года возглавлял Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области (г. Сергиев Посад). Являлся научным руководителем программ Российского Союза за здоровое развитие детей.
Более 45 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы путём сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах ориентирована против природы ребёнка.
Результаты исследований Базарного признаны научным открытием, а его научная работа «Система массовой профилактики близорукости и нарушений осанки у детей и подростков» в 1982 году рекомендована АМН СССР к включению в соответствующие положения реформы общеобразовательной школы.
Альтернативная здоровьесберегающая модель обучения детей, разработанная под руководством В.Ф.Базарного, утверждена Министерством здравоохранения РСФСР в 1989 году как «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах».
«Учительская газета» объявляла Владимира Филипповича «Человеком года - 2000». А в 2005 году программа В.Ф.Базарного получила признание со стороны Парламентской Ассамблеи Совета Европы.
Согласно исследованиям В.Ф.Базарного и его коллег, большая часть школьников в процессе чтения и письма сидят в неестественно-напряжённой позе с низко склонённой над столом головой. Негативно влияют на здоровье и режим зрительной работы в условиях ближнего зрения и продолжительное пребывание детей в положении сидя, а школьная мебель не соответствует ростовым характеристикам учащихся. В результате у детей возникают так называемые болезни напряжения (стресса) школьного периода.
Иллюстрация zst-center.ru
В качестве здоровьеохранительных и здоровьеразвивающих принципов конструирования учебно-познавательной деятельности система Базарного предлагает:
- построение занятий в режиме подвижных объектов и «зрительных горизонтов», то есть в режиме максимального удаления от детей дидактического материала, а по возможности, в условиях естественной природной среды;
- применять ассоциативно-образное обучение чтению в игровой форме, с изготовленными или нарисованными буквами размерами 5х10 см;
- использовать шаговый ритм и пение в процессе овладения навыками слогообразования;
- использовать ритмически-нажимное письмо перьевой ручкой;
- использовать сенсорные тренажёры;
- построение занятий в режиме «динамической позы»: менять положение детей «сидя»-«стоя» каждые 10-15 минут, а также многое другое.
Построение урока в режиме «динамической позы» достигается в результате применения настольных конторок с меняющейся высотой рабочей поверхности, устанавливаемых на школьный стол стандартного размера. Размеры конторки соответствуют половине ширины стола. Таким образом, один из учеников в процессе урока работает стоя за конторкой, а второй – сидя за свободной половиной стола, затем дети меняются. Попеременная работа стоя и сидя снижает нагрузку на позвоночник и уменьшает напряжение в мышцах. Это позволяет чувствовать себя более комфортно в течении рабочего дня.
Высота конторки регулируется в соответствии с ростом школьника и определяется в положении «стоя» как расстояние от грудины (солнечного сплетения) до поверхности стола. Лабораторными исследованиями установлено, что оптимальным наклоном рабочей поверхности конторок является 15-17 градусов.
Фото ya-kontorka.ru
Методика динамической позы исследовалась в течение 5 лет в школах Красноярска. По результатам апробации школьники, занимающиеся в режиме динамической позы, имели более высокие показатели физического и умственного развития, в том числе и здоровья. Кроме того, у них наблюдался более равномерный прирост тела в длину в течение учебного года. Педагоги отметили, что дети, занимающиеся в режиме динамических поз, отличаются раскрепощённостью, свободой суждений и речи, более спокойны, уверенны и уравновешены.
Фото zst-center.ru
Здоровьесберегающие технологии в настоящее время применяются во многих детских садах, школах, лицеях в различных регионах Республики Беларусь, Российской Федерации, Азербайджанской Республики.
Использование конторок в учебном процессе дополнительно к основной учебной мебели в учреждениях общего среднего образования в нашей республике регламентировано требованиями санитарных норм и правил СанНиП «Требования для учреждений общего среднего образования», утверждённых Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 года (с изменениями и дополнениями).
Несомненно, позаботиться о своём здоровье стоит и взрослому человеку.
Иллюстрация zst-center.ru
Радует, что в Беларуси тоже можно приобрести для ребёнка и взрослого напольную или настольную конторку вдобавок с «растущим» стулом. Поискав, мы нашли сайт https://kontorka.by/, где продаются конторки хорошего качества из берёзовой древесины. Такое изделие легко собирается и хранить, в изделиях регулируются высота и наклон столешницы, что позволяет их использовать в качестве стола, парты и мольберта.
Конторку рекомендуется использовать всем, кто заботится о своём здоровье, а особенно тем, кто занимается сидя за столом более 3-х часов в день, работает удалённо из дома, дошкольникам, школьникам и студентам для занятий дома, гиперактивным детям и детям с особенностями развития.
Литература по теме: В.Ф.Базарный «Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса».