Что учесть при обновлении сайта: краткий ликбез и руководство к действию, которые помогут избежать ошибок

Разработка нового дизайна сайта – это всегда очень трудоемкий и долгий процесс. Фактически, по сложности (для людей вне IT) его можно сравнить с ядерной физикой: огромное количество терминов, правил, задач, которые нужно учитывать и как-то удачно применять на практике.

С другой стороны, обновление – это про улучшение и расширение существующего функционала, а значит на выходе мы получаем новые возможности и усовершенствованные решения. Это в идеале. Бывает и наоборот: хочешь, как лучше, а получается, как всегда.

Чтобы с вами точно не получилось «как всегда», а запуск новой версии сайта неминуемо привел к оправданным ожиданиям, мы попросили рассказать обо всех нюансах реализации такого проекта наших коллег. Они буквально за несколько месяцев смогли сделать невозможное, и свет увидел обновленный сайт Росагролизинга.

💡Внимание! Текст содержит матерные слова специфические термины. А еще заряжен на инсайты и помогает создать сайт, «не сломав» уже существующую платформу, и в процессе не сломаться самому.

Разработка нового дизайна сайта – это всегда очень трудоемкий и долгий процесс.

Владимир Буздалкин, начальник управления цифрового маркетинга:

Для чего нужно обновление

Начну с ответа на главный вопрос, которым я и сам по началу задавался. Зачем мы это сделали? А сделали мы это потому что наш текущий дизайн сайта начал морально устаревать. У него не было полноценной адаптивной версии, и в какой-то момент, с учетом того, что почти треть наших пользователей заходят на сайт с мобильных устройств, это стало проблемой.

Плюс мы сами начали сталкиваться с тем, что в силу одновременной реализации нескольких цифровых проектов скорость загрузки страниц стала падать. Мы запускали новые акции, параллельно интегрировали решения с поставщиками и партнерами, и система начала давать сбои.

Кроме этого, у пользователей возросла потребность в новых функциональных возможностях нашего сайта.

Все эти факторы в совокупности подвели нас к тому, что срочно нужно с этим делать что-то делать. Самое логичное что? Правильно – менять сайт!

Разработка нового дизайна сайта – это всегда очень трудоемкий и долгий процесс.-2

Как реализовывался проект

Когда мы пришли к этой мысли, то уже тогда понимали, что речь пойдет не только о «картинке», т.е. о визуальной части, которую видит пользователь. Мы знали, что к этому вопросу нужно подойти комплексно, модернизировав и внутреннюю часть тоже. И сейчас на нашем сайте полностью поменялись система управления контента, движок, на котором «живет» сайт и многое другое, что скрыто от глаз обычного посетителя.

Проект, действительно, стал для нас очень крупным и масштабным событием. Это такой айсберг, где видна только верхушка, а все самое сложное находится внизу, под толщей воды. Это, конечно, образное выражение, но по сути так и есть.

Первое, что мы сделали, приступив к реализации, тщательно изучили текущий сайт. Провели его технический аудит, анализ болевых точек и выявили моменты, которые требуют корректировки.

Второе – проанализировали опыт взаимодействия пользователей с сайтом. Для этого мы использовали, например, счетчики яндекс.метрики, с помощью которых смотрели, как реальные пользователи ходят по сайту, что смотрят, с какими трудностями сталкиваются, на чем спотыкаются. Эту информацию мы использовали в дальнейшем при подготовке техзадания и проектировании нового сайта.

Дальше мы изучили более полусотни маркетплейсов разной направленности, в том числе для заказа еды, одежды, техники. Просмотрели огромное количество сайтов финансовой, технической тематик. Эта работа помогла нам выявить инсайты, общие закономерности и подобрать лучшие практики, что тоже легло в основу того решения, которое мы использовали при проектировании нашего сайта.

Разработка нового дизайна сайта – это всегда очень трудоемкий и долгий процесс.-3

Основные этапы разработки

Разработкой дизайна занимался внешний подрядчик, который предоставил нам в общей сложности не меньше 200 шаблонов страниц сайта.

Кстати, пользуясь случаем, хочу выразить ребятам из компании АйдиИст огромную благодарность. Это очень крутые специалисты, которые являются лидерами на рынке разработки – по итогам 2022 года они вошли в топ-3 разработчиков мобильных приложений в России.

Итак, первое, что мы увидели – это то, что значительной части функций, которые изначально были заложены для нового сайта, в текущей версии попросту не оказалось. Поэтому их пришлось реализовывать отдельно. И снова наш внешний подрядчик проявил себя суперпрофессионалом. Они оперативно брали наши бизнес-требования и внедряли их за короткое время. Сейчас больше 50 точно реализовано, и примерно столько же находится в процессе – работа над проектом еще продолжается, планируем в ближайшее время ее завершить окончательно.

🤷‍♂️Сейчас пойдет сильно техническая часть, но, как говорится, из песни слов не выкинешь.

Нам нужно было сделать так, чтобы все разработанные функции передавались в пользовательскую часть. Не буду вдаваться в технические подробности и скажу лишь то, что для этого мы использовали методы API⃰⃰⃰ . На текущий момент мы уже реализовали более 150 таких методов. На самом деле, это очень длительный и кропотливый процесс. Нужно очень внимательно отсмотреть функционал, который реализован на бэкенде⃰ и сравнить его с тем, как было заложено в пользовательском интерфейсе. При этом, важно не ошибиться в передаче тех параметров, которые требуются.

Дальше мы приступили к программированию внешней части, чтобы визуально информация также нормально отображалась. Что нам помогло?

Мы разбивали каждый этап на подзадачи: реализуем комплекс решений, создаем под него методы API, затем программируем, выпускаем и тестируем.

На этом этапе мы были сосредоточены как никогда – тщательно и скрупулезно отсматривали, как все работает, и при выявлении ошибок тут же их устраняли. Таким образом, сейчас в бэклоге⃰ задач, которым мы руководствуемся, их уже порядка 350, и все они разного уровня и сложности.

Разработка нового дизайна сайта – это всегда очень трудоемкий и долгий процесс.-4

Ну и снова хочу сказать отдельное спасибо коллегам, которые участвовали в реализации проекта. В первую очередь, огромная благодарность Денису Молоткову, Сергею Бушинскому, Павлу Абрамову и Александру Николайкову из департамента информационных технологий. Ребята большие молодцы, они за очень короткое время провели огромную работу. Также в команде проекта у нас представители департамента маркетинга и общественных отношений, которые занимались составлением технического задания, взаимодействовали с профильными подразделениями, обсуждая технические задания, бизнес-требования и функциональность, которую структурные подразделения и ожидают от нового сайта.

Денис Молотков, начальник управления разработки информационных систем:

Реализация проекта проходила со сложностями

Было нелегко, но мы справились!

Сразу хочу сказать, что это наш первый подобный проект. Если раньше мы выполняли задачи, направленные на достижение конкретных результатов в части бизнеса, то здесь очень серьезный акцент на технологическую часть. И у нас, действительно, получилось создать сайт, который, при необходимости, легко можно интегрировать с любым партнерским сервисом.

Считаю это нашим большим достижением, потому что параллельно департамент информационных технологий разрабатывал еще несколько крупных проектов, при чем не менее масштабных. В какие-то моменты нам приходилось на ходу перестраивать и корректировать первоначальный план. Как итог – мы получили существенные корректировки в личных кабинетах клиентов, поставщиков, партнеров.

С первыми сложностями мы столкнулись уже на этапе выбора поставщика, поскольку рынок огромен, и найти профессионала, определив его по формальным признакам, очень непросто.

Также, как я уже сказал, было много других проектов по развитию сайта и бизнеса в целом, которые шли параллельно и были не менее важные по значимости и приоритетности. Для того чтобы справиться с задачей, нам пришлось оперативно усилить внутреннюю команду разработчиков. При этом мы понимали, что в силу огромной сложности сайта, вход в проект для новых сотрудников займет не меньше полугода, которых у нас просто не было. Сложность входа заключается в том, что наши бизнес-процессы не являются типовыми для лизинговой отрасли, а учитывают множество особенностей именно нашей компании, поэтому на рынке просто нет готовых людей для усиления. Сайт развивается по функционалу кратно год от года также, как и бизнес в целом в течение 8 лет, и особенно в связи с кардинальными изменениями за последние 4 года. Для понимания масштабов изменений в рамках запуска нового сайта скажу так. Он настолько огромный, что по завершению разработки и тестирования командой разработчиков, мы получили порядка 400 дополнительных замечаний конечного заказчика, которые необходимо было отработать в течение 1,5 месяцев.

Но в итоге благодаря плотной работе с внешним разработчиком, внутренней мобилизации команды и диалогу с заказчиком, нам удалось свести риски запуска к минимуму.

Разработка нового дизайна сайта – это всегда очень трудоемкий и долгий процесс.-5

Что было сделано

В процессе реализации проекта сотрудники департамента информационных технологий выполняли и продолжают выполнять множество функций.

– проработка архитектуры;

– выбор технологий;

– реализация бизнес-логики. На этом этапе мы создавали бэкенд нового приложения;

– выбор поставщика и заключение контракта;

– документооборот по договору с партнером;

– усиление внутренней команды разработки;

– организация рабочего цикла по запуску системы;

– настройка инфраструктуры для «бесшовного» запуска;

– проектное управление.

Часть этих функций мы выполняли в очень плотной связке с департаментом маркетинга. Тут хочу отметить, что в целом вышла крутая синергия – мы часто друга выручали по пересекающимся вопросам. Команда в этом смысле получилась, действительно, сбалансированной.

📌Главная фишка в том, что мы смогли поменять архитектуру платформы, предоставив нашим клиентам новые сервисы, и не уронив при этом качество уже существующих.

Теперь мы еще гибче, технологичнее и выглядим по-новому)

P.S. Проект будет полностью завершен в конце 2023 года. Но на текущий момент видим, что его цели мы должны достичь со 100%-ной вероятностью.

📕Словарик терминов настоящего программиста:

API – набор способов и правил, по которым различные программы общаются между собой и обмениваются данными.

БЭКЕНД – серверная сторона сайта или приложения, которая отвечает за его функционирование и хранение данных. Другими словами, та часть, которая не видна пользователю.

БЭКЛОГ – перечень задач в работу.