("Багровый пик", Crimson Peak, 2015, США)
Учитывая, как долго Великий и совсем Не Ужасный Гильермо дель Торо носился с идеей своего "Багрового пика" - то бишь добрый десяток лет, - вдвойне обидно, что фильм постигла столь незавидная финансовая судьба.
Воистину, да чтобы современное дель-торово кино - и не собрало в мировом прокате даже двукратной кассы? Неужели кто проклял в тот год маэстро? При том, что картина тоже получилась хорошая - пусть не идеальная, но уж точно не днищенская.
Главный недостаток "Багрового пика" - не шибко оригинальный "готический" сюжет. Всяк из вас, кто прочел хотя бы полдюжины романов данного жанра, в силах угадать развязку этой истории еще до её кульминации. При том, что сеньор Гильермо, по собственному признанию, написал аж 12 (!) вариантов сценария фильма, и если этот оказался в итоге лучшим из них... Хм...
Проскакивают в "Багровом пике" и досадные логические заусенцы.
Вот, к примеру, опытный доктор почему-то не в силах понять, что человек ударился о твердый выступ не один раз, а несколько подряд. В связи с чем делается вывод, что это был несчастный случай, а не убийство - да уж, эксперт-патологоанатом.
Или вот главные "плохиши" изобретают вконец мудреные зигзаги-тактики, дабы подвести жертву к тупейшему и легкому её убийству без свидетелей. И зачем, спрашивается, городить такие огороды, когда можно в нужный момент тюкнуть её исподтишка по башке кочергой? Затем, чтобы понаделать из-за своей "мудрёности" элементарных ошибок, балансировать по-штирлицевски "на грани провала" и добавить в сюжет остроты?
Ну окей, пусть так, договорились.
Не всё толком ясно и с главгероиней, дочкой американского толстосума Эдит (Миа Васиковска). Которая отнюдь не легкомысленная барышня, а уже опытная писательница. То есть вроде бы бы человек, дружащий с головой и обладающий аналитическим/критическим мышлением. Или, как минимум, зачатками такового.
Однако по ходу действия Эдит будет раз за разом ни с того, ни с сего включать режим наивной глупышки. Опять же, зачем?
Видимо, опять же затем, чтобы развлекать нас влипанием в неприятности. Что будет пробуждать сочувствие к Эдит, а не раздражать её недюжинной башковитостью. Ведь кто же начнет сопереживать дамочке-интеллектуалу - наоборот, все станут злорадствовать: дескать, так тебе и надо, а то, ишь, нашлась тут, шибко вумная!
Зато аж целых два часа кряду Эдит и ее "оппоненты" будут "тупить" в декорациях и в костюмах дивной красоты и мрачного великолепия. Таких, за что "Багровому пику" прощаешь абсолютно все недостатки. Включая даже пошлый напугательный эффект "Бу!". Который дель Торо здесь тоже не стесняется и не экономит, хотя в других своих лентах старается им не злоупотреблять.
Итак, кто же заставил умничку-писательницу Эдит бросить в 1901 году свою звездно-полосатую родину и перебраться аж за Атлантический океан? В Англию, в старинное дворянское гнездо с замком под названием Аллердэйл?
Да всё как всегда - распроклятая любовь-морковь, будь она неладна! Ибо угораздило Эдит втюриться по самые ушки в хозяина этого поместья, молодого промышленника Томаса (Том Хиддлстон), колесившего в тот год по Штатам в поисках инвесторов для своего глинодобывающего карьера.
Разве что папенька Эдит был решительно против ее с Томасом отношений и брака. Но тут старый брюзга внезапно скончался, а слушаться его после того, как он сошел в гроб, Эдит больше не намеревалась.
И вот непростая умом, но простоватая в своих чувствах Эдит очутилась в Аллердейле, где всё, увы, было покрыто тенью аристократического увядания.
Да, не фартило в последнее время Томасу в бизнесе - что поделать, но сердцу-то девичьему не прикажешь! Пришлось затянуть пояс - или, в случае Эдит, корсет, - и немножечко, изо дня в день, терпеть отсутствие светской жизни. Тем более вон в замке жила еще и старшая сестра мужа, старая дева Люсиль (Джессика Честейн) - и тоже не жужжала. Хотя и была она подозрительно странная, не сказать слегка поехавшая "крышей". А то и не слегка, ежели присмотреться.
Ну и, ясен сквайр, просиживать диваны, пока Томас вкалывал, Эдит было неинтересно. Поэтому она, как водится в породистой "готике", оделась поготичнее и айда шастать с подсвечником по темному замку. Тайн и страшилок в котором было ровно столько, сколько их рождается в буйной голове Гильермо дель Торо, когда он пишет сценарии. То есть сверх всякой нормы, пускай большинство местных сюрпризов и входит в дежурный набор фильмов про шастанье любопытных девушек по старинным замкам.
А что же чудаковатая Люсиль?
А она настоятельно просила меня не спойлерить всю мякотку этой истории. Так что, если хотите узнать ее целиком, с этим вы уже и без моей помощи сами в Интернете отлично справитесь.
***
В общем, буду честен: не любитель я этой вашей кринолиново-нафталиновой готики, чей век в искусстве давно миновал и вряд ли когда вернется.
И тем не менее, когда за готику берётся сам фантазер-художник дель Торо, тут мне крыть уже нечем. Приходится волей-неволей садиться и смотреть, а потом иногда и пересматривать. Потому что такое изысканное пиршество для глаз (для ума в "Багровом пике" пищи, к сожалению, маловато) глаза требуют настойчиво и регулярно. И кто я такой, чтобы отказывать им в этой их законной просьбе?
Короче говоря, возможно, это не 100%-ая по духу, зато 100%-ая по стилю и исполнению, картина Гильермо дель Торо. Которая, если вы вдруг ее пропустили, моими стараниями вас всё равно настигла. И теперь она так просто от вас не отстанет - и не надейтесь. А еще лучше сразу ей сдайтесь и насладитесь ею на досуге.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):