Эта тема давно меня интересует. Хотелось бы высказать свое мнение на этот счет.
В данной статье речь пойдет о музыкальном училище, студенткой которого мне посчастливилось стать. В заведениях такого рода существует своя специфика и некоторого рода иерархия, но о ней в другой раз.
Каждый из нас в своей жизни проходил или же проходит период студенчества. В это непростое время человек приобретает ряд важных навыков. Проще говоря это тот самый период "закалки стали", особенно хорошо он чувствуется теми, кто ушел после девятого класса. В новом учебном заведении первокурснику необходимо адаптироваться.
Одна из стадий адаптации - контакт с педагогами. А как известно, к каждому из них необходим свой подход. Нынешние студенты почему-то считают, что к ним обязательно будут относиться уважительно, невзирая на их личностные качества, необходимые для успешного обучения. И поначалу отношение к ним действительно такое, однако заканчивается оно после первых трех недель обучения. Примерно после окончания этого срока педагоги, желающие вложить знания в головы новоприбывших, начинают активно требовать, порой доходя до фанатизма. Сразу следует уточнить, что так делают не все. Гораздо проще закрыть глаза на лентяя, нежели тратить силы и нервы на качество его образования. К сожалению, таких преподавателей большинство, а посему многие способные студенты имеют огромное количество провалов в знаниях.
По иронии судьбы ленивым студентам везет с наставниками. Они сами того не ведая получают фундаментальные знания, причем в процессе оказывают активное сопротивление. В таких случаях педагог давит на больное и это на мой взгляд это правильно. (Мне, например, на первом курсе преподаватель советовала идти на трассу за неимением достаточных способностей и желания учиться). Давление зачастую выходит за пределы ожидаемого, но при этом оно прямо пропорционально уровню предлагаемых знаний. Как показала практика, в данном случае следует просто начать учиться, прибавить отдачу. Собственно, на это и расчет. В таких случаях педагог переживает не меньше студентов, всеми силами стремится помочь и помощь эта заключается в умении заставить. Большая часть старшекурсников жалуются именно на отсутствие давления на первых порах, потому следует ценить усилия своих наставников, ведь везет далеко не всем. К сожалению, если группе студентов давление покажется чрезмерным, а обращение неуважительным, страдает педагог. Особенно наглые, пустые с моральной точки зрения студенты, всеми силами вредят, выводят на реакцию, а после пишут докладные. Со стороны смотрится мерзко и окружением порицается.
Мнение окружения не разделяет руководство учебного заведения. в связи с недобором все больше набирает силу точка зрения "студент - всегда прав". Как итог - нерадивую группу отдают более лояльному человеку, а "провинившегося" педагога ожидает ряд выговоров и прочие унизительные мероприятия, включая снижение заработной платы.
Мне лично не совсем понятно, откуда столько смелости и уверенности в этих пустых головах. На мой взгляд студент должен четко осознавать и здраво оценивать свои знания и опыт, а главное понимать, что уважение нужно заслужить. Педагог не обязан гладить по головке, то и дело повторяя мантру об уникальности каждого человека. Он имеет полное право требовать крепкие знания со своих студентов, не закрывая глаза на их ошибки и оправдания. Безусловно, не стоит с первого же занятия тыкать носом в грязь, но и позволять небрежное отношение к предмету никак нельзя. Таким образом учащийся четко понимает, нужны ли ему эти знания, а значит имеет возможность вовремя уйти. Человек, желающий развиваться в этой области, сделает правильные выводы и будет двигаться дальше, при этом несомненно получит поддержку. Такое отношение отсеивает лишних, что тоже является плюсом
Можно подвести краткий итог сказанному: ленивые студенты, да как и студенты впринципе, редко сами по себе заслуживают уважения. Его можно заслужить только упорством. Честь и хвала преподавателям, не опускающим руки в работе с такими ребятами. Жаль, что их сейчас так мало.