Найти тему
11,6K подписчиков

«Пронеси, Господи», или удивительная старая дорога к Красной поляне

163 прочитали

Красная поляна в Сочи – это то удивительное место, к которому тянулись туристы с 19 века. И единственным путем от Адлера была старая очень сложная и опасная дорога. Некоторые ее участки были столь опасны, что водители их так и называли «пронеси, Господи». Именно к этой старой дороге мы и решили прогуляться.

Красная поляна в Сочи – это то удивительное место, к которому тянулись туристы с 19 века. И единственным путем от Адлера была старая очень сложная и опасная дорога.

«Старой» эту дорогу называют, как правило, те, кто путешествовал по ней до 2005 года. Именно в начале 21 века по причине опасности скального участка дороги был проложен тоннель, и туристы уже не получали положенный выброс адреналина при путешествии к Красной поляне. А дорога была не для слабонервных.

Немного истории.

Дорога к Красной поляне изначально была пригодна лишь для движения вьючного рогатого скота. Но после окончания Кавказской войны именно в здесь 2 июня 1864г. и появления поселения под названием город Романовск возникла необходимость проложить более серьезную дорогу.

Этим занялся горный инженер В.Константинов. Полная стоимость работ была определена в 393 000 руб. финансирование шло частями. На работы привлекались как специалисты, наемные рабочие и пленные турки. В результате появилась очень красивая, но сложная дорога даже с тоннелем.

В советское время дорогу асфальтировали, но почти не расширяли. Поэтому было очень сложно водителям совершать маневры, чтобы разойтись с встречным транспортом. С одной стороны скалы, с другой – обрыв. Вот и крути баранку, насколько опыта хватает. А еще камнепады и небольшие снежные заносы были тоже делом обычным. Именно поэтому на Краснополянскую дорогу отправляли только самых опытных водителей.

Со временем на трассе появились противолавинные и оползневые галереи. Они облегчили путь, но не сделали его совершенно безопасным. Вот мы решили вспомнить, как когда-то ездили по этой дороге. Но решили, что лучше всего это сделать весной, когда в горах нет снега, и солнышко еще не сильно высушило землю. Совсем не хочется, чтобы на голову камень прилетел. Ведь это только в кино камнепады нестрашны, а в жизни все совсем не так. И МЧС-ники нехороших историй про эту дорогу рассказывали. Но все равно, мы решили пойти.

Красная поляна в Сочи – это то удивительное место, к которому тянулись туристы с 19 века. И единственным путем от Адлера была старая очень сложная и опасная дорога.-4

Свою машину мы припарковали сразу у шлагбаума, запрещающего проезд, и отправились в путь пешком.

Чрез несколько метров объявление говорило, что ходить здесь запрещено, так как возможны камнепады и оползни. Это мы уже знаем.

Буквально прошли несколько метров, и вот первый признак камнепада.

Преодолев горочку идем дальше. Вспоминаем, как ездили здесь на экскурсионном автобусе ПАЗ, а у него на крыше была приварена специальная сетка.

Не забываем поглядывать вверх. Красиво, но шорох падающих небольших камешек настораживает.

Красота невероятная. Дорога вьется вдоль скалы.

Дорога узкая, метра 4. Как здесь разъезжались машины?

Внизу кипит Мзымта. Здесь, глядя с высоты метров 80, понимаешь, почему эту реку называют Бешенной.

Рассматривая скалу, случайно увидели привязанную к кустику иконку.

Проходишь к галереям, здесь можно не волноваться, сделать фотографии.

По правой стороне видны остатки от высоковольтной линии электричества. Раньше подпорам не хватало места на дороге, они либо стояли на скалах, либо висели над рекой.

Можно увидеть фрагмент старой, первой кладки 19 века.

Красная поляна в Сочи – это то удивительное место, к которому тянулись туристы с 19 века. И единственным путем от Адлера была старая очень сложная и опасная дорога.-10

Сохранилась мемориальная доска, посвященная первому инженеру.

Красная поляна в Сочи – это то удивительное место, к которому тянулись туристы с 19 века. И единственным путем от Адлера была старая очень сложная и опасная дорога.-11

Это самый красивый и опасный фрагмент дороги.

Неглубокая лужа преграждает дорогу к тоннелю. Откуда вода? Она капает со скальных массивов слева. А возле туннеля появился небольшой водопадик.

Вода просачивается сквозь толщу пород из огромного подземного озера. Видимо воды скопилось много, и она ищет выхода.

Так выглядит каменная арка, сделанная в скале в конце 19 века.

Это первая попытка проложить дорогу в обход скалы, но она не увенчалась успехом, и пришлось прорубить тоннель. Первый, узкий – невероятный труд человека. Только киркой и лопатой был он проложен.

Мы еще прогулялись по старой дороге и отправились в обратный путь.

Небольшое путешествие почти в 2 км в одну сторону остался позади. Дорога красивая, но как здорово, что сейчас есть скоростная трасса от Адлера до Красной поляны. Она не столь живописна, но зато сокращает время в пути.

Ну а те, кто не захочет прогуляться здесь, будьте осторожней!

Поставьте ЛАЙК, если статья понравилась.

Спасибо вам за Вашу активность на канале.